Любимым занятием Чехова в литературе было обличие человеческих пороков, недостатков и грехов. Он всегда выворачивал гнилые души своих персонажей наизнанку и делал это так искусно, что читатель не всегда мог распознать в тексте поучающие мотивы, поэтому порой обыватель видел лишь очередной рассказ о скучном случае из жизни. На деле же смысл гораздо глубже, и мы можем видеть это на примере его рассказа «Ионыч».
Недаром это произведение называется именем главного героя. Ионыч, настоящее имя которого Дмитрий, и сам является олицетворением жизни и общества 19 века. Как и люди вокруг, Ионыч с течением лет из амбициозного врача с искристым взглядом превращается в жадного до денег и равнодушного до всего остального человека, существование которого сводится к рутинным однообразным делам. Смотря на него через призму Чеховского повествования, мы видим, что настоящей счастливой жизни под конец рассказа в нем уже нет, она загорелась и погибла вместе с его энтузиазмом. Город, в который он прибыл для новых открытий и впечатлений, растоптал его, превратил в такого же скучного безликого человека, как члены семьи Туркиных. Среди них ведь тоже нет жизни. Чехов придал каждому из них индивидуальные черты: матери способность писать романы, отцу семейства чувство юмора, а их дочери способность играть на фортепиано, — но они скучны и безлики, как и все в этом городе, хотя стараются делать вид, что уникальны и талантлив, недаром считаются самой интеллигентной и способной семьей в городе. Даже сам Ионыч в последний свой визит к ним замечает это и не понимает, чем же он так восхищался и чем они его заинтересовали при первых визитах.
Не найдя настоящей жизни в Ионыче, мы обращаемся к другим персонажам рассказа. Котик могла бы стать источником подобной жизни. Мы видим искристую живую девушку, которая задорно шутит, общается, живет мечтой о большом музыкальном будущем. Но в ней тоже нет той самой настоящей жизни, потому что Чехов описывает ее судьбу как неудачную: она так и не стала знаменитой пианисткой, более того, поняла, что и талантливой не является, не вышла замуж, позже начала болеть часто. Та, в ком могла теплиться надежда на настоящую жизнь, тоже превратилась в одинокого скучающего человека, в котором больше нет искры надежды и жизнелюбия. Даже симпатию к Ионычу она начала проявлять, вероятнее всего, не из-за вспыхнувшей любви, а из-за тоски и одиночества.
Мы могли почувствовать настоящую жизнь через героев рассказа, но Чехов явно дает нам понять, что никакой жизни настоящей в персонажах нет. Так, истинная жизнь оказывается не чем-то прекрасным, чудесным, дарящим любовь, тепло и удовольствие, а серой бессмысленной массой с сомнительными радостями. Для многих людей 19 века именно такая жизнь, безвкусная и бестолковая, была настоящей. На ум приходит вывод: счастливые люди не найдут здесь настоящей жизни, а вот ограниченные и скучающие свою признают.
Вариант 2
Рассказ «Ионыч», созданный автором в 1898 году, а потому относящийся к позднему периоду творчества писателя, содержит в себе проблему, присутствующую почти во всех произведениях Антона Павловича – проблему пошлости человеческого существования.
Что за жизнь кипит в маленьком городе С.? И кипит ли вообще?
Начнем с главного героя, чье имя (точнее, отчество) вынесено в название рассказа, Дмитрия Ионыча Старцева. Пожалуй, настоящая жизнь его показана в начале произведения. Он приезжает в город С., полный надежд и энергии, с отчаянным благородным желанием посвятить себя работе, лечить людей. У Дмитрия Ионыча нет своих лошадей, он с удовольствием ходит пешком и совсем не устает от этого. Герой постоянно занят делом, которым «горит». В нем «кипят» любовные чувства к Котику, как называют ее дома, — дочери местных «интеллигентов» Туркиных. Это настоящая, пылкая, отчаянная юношеская влюбленность, из-за которой герой даже едет ночью на кладбище, чтобы встретиться с возлюбленной. Однако постепенно жизнь доктора «материализуется». Он обзаводится лошадьми, у него перестает беспокойно биться сердце, он начинает относиться к работе не как к духовной обязанности и исполнению своего долга, а как к источнику финансового достатка. Душа его, если можно так сказать, постепенно «заплывает жиром», а жизнь наполнена лишь праздными развлечениями, она течет однообразно и скучно. Называют его теперь тоже упрощенно – Ионыч, таким образом, само название рассказа является символом пошлости и пустоты жизни. Старцев говорит: «Как мы поживам тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей…»
Стоит рассмотреть и других, не менее важных героев рассказа – семью Туркиных. Дело в том, что жизнь ее членов на протяжении всего повествования, то есть в течение нескольких лет не меняется, если не считать изменения, связанные с возрастом. Все те же остроумные шуточки главы семейства, те же далекие от реальности романы и повести Веры Иосифовны, та же громыхающая игра «на фортепьянах» Котика. Их жизнь тоже нельзя назвать полноценной, настоящей, ибо она лишена движения, внутреннего развития.
Истинная жизнь человека – это духовная жизнь. На страницах произведения она присутствует только в начале «карьеры» главного героя, когда он еще не поддался влиянию тусклого, инертного города. В остальном же Чехов наглядно изображает «сонное царство», в котором никто ничего не делает, никуда не стремится и просто «перетекает» из прошлого – в будущее. Главная идея автора заключается в том, что такое существование не приносит пользы ни самому человеку, омертвляя его душу, ни окружающим.
Несколько интересных сочинений