Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к сказочной истории, предназначенной для детской читательской аудитории.
Сюжетное повествование разворачивается во время прогулки детей, которые принимают решение из выпавшего только что снега слепить снеговика. Мальчишки с усердием принимают за дело и в конце концов у них получается снежная фигура.
Как только наступает вечер, снеговик неожиданно оживает и никак не может понять, где он находится и что с ним происходит.
Неподалеку от детской площадки, где стоит слепленная фигура снеговика, находится конура, в которой проживает старый пес. Именно он рассказывает новому приятелю о месте, в котором тот оказался.
Старая собака в былые времена считалась домашним животным, однако в связи с ее нехорошим проступком люди выгоняют пса на улицу.
Пес прекрасно понимает, какая участь ожидает снеговика, поскольку за всю свою жизнь он видел немало таких снежных фигур.
Снеговик же не проявляет никакого интереса ни к яркому солнышку, ни к проходящим мимо людям, ни к луне, выходящей на небо с наступлением вечера. Снежного человека только очень интересует печной огонь, за которым он наблюдает в доме, расположенном неподалеку.
Так и проходили дни снеговика, который продолжал наблюдать за пламенем в печке, мечтая, что когда-нибудь он сможет приблизиться и прикоснуться к волшебному огню, завораживающему все сознание снежного человечка. При этом снеговик не желает прислушиваться к мнению старого пса, который неоднократно объясняет снежной фигуре не только о том, что пламя имеет возможность согреть человека, но и об обманчивой красоте огня и его опасности именно для снеговика.
Со временем зимний период заканчивается и наступает весна, характеризующаяся более солнечной погодой и таянием снежного покрова. Естественно, через несколько дней после наступления весны снеговик начинает постепенно таять под теплыми солнечными лучами и в конце концов от снежного человека на земле остается лишь старая проржавевшая кочерга.
Смысловое значение произведения заключается в обучении подрастающего поколения правильному отношению и формированию собственных желаний, поскольку бессмысленно тратить свое время на бесполезные поступки и действия. Кроме того, автор подчеркивает, что человеческая мечта зачастую оказывается достаточно далека от реальной действительности.
Читательский дневник.