Любая религия учит, что месть – явление отрицательное и к добру это не приводит. Каждого ребенка с детства учат прощать, забывать зло и отвечать добром обидчику. Но характеры у всех разные, а жизнь заставляет каждого вести себя в соответствии со сложившимися принципами. Всем православным христианам известна фраза Иисуса «Ударили по одной щеке — подставь другую». Но далеко не каждый готов этому следовать, ведь с этим сложно согласиться. Редкий человек простит обиду, не задев обидчика в ответ. Семья для каждого человека – самое ценное, что есть в жизни, поэтому убийство члена семьи никогда и ничем не восполнить, но чувство месть может в некоторых случаях смягчить боль утраты.
Отдельно следует рассматривать кровную месть. Пожалуй, это та исключительная месть, которой можно изредка дать оправдание. Кровная месть – это обычай, родом из древних времен, когда существовал родоплеменной строй. Представляет собой возмездие, которое обязательно нужно совершить по отношению к тому, кто убил одного из членов семьи. Зачастую из-за этого обычая страдал весь род обидчика, а отомстивший испытывал облегчение и чувство выполненного долга. Месть ослепляет, превращает человека в заложника своих же мыслей, она одурманивает настолько, что невозможно думать ни о чем другом, кроме как о желании отомстить.
Чаще всего, конечно, этот закон «око за око, зуб за зуб» встречается у народов Кавказа. Причем поводом кровной мести могло послужить не только убийство члена семьи, но и такие, как оскорбление гостя, похищение девушки. Само намерение отомстить воспринималось как должное и ни от кого не скрывалось. Конечно, имели место редчайшие случаи, когда обиду прощали и не мстили. Это было в том случае, если сторона обидчика приносила извинения жертве, носила пожизненный траур вместе с семьей пострадавшего и платили выкуп.
Как правило, месть оказывается более жестокой в своем проявлении, чем предшествовавшее ей преступление, а продолжается она до полного уничтожения рода обидчика, в результате чего могут пострадать дети. А порой месть сопровождается ответной местью, поэтому этот круговорот зла не прекращается долгое время и начинают страдать от этого невинные люди.
На Руси кровная месть могла распространяться в отношениях «брат за брата», «сын за отца» и «отец за сына». А на сегодняшний день кровный вид мести широко распространен в странах Ближнего Востока, у некоторых кавказских народов, в Албании и Южной Италии. В России убийство, совершенное по принципу кровной мести, карается строго, это выступает отягчающим обстоятельством.
Безусловно, кровная месть очень жестокий обычай, независимо от того, продиктована она религиозными убеждениями или исходит от жизненных принципов обиженного человека. Демонстрирует кровную месть произведение М. Шолохова «Тихий Дон», где братья Григорий и Петр – солдаты гражданской войны. Петра убили красногвардейцы, после чего его брат стал яростно разыскивать убийц, им овладело желание отомстить. Он совершил задуманное. Здесь очевидно, что мститель со временем во что бы то ни стало добивается своего.