Стальные пещеры — краткое содержание романа Азимова

Произведение «Стальные пещеры» представляет собой фантастический детектив. На Землю прибыла мирная делегация с другой планеты. Эти пришельцы называются космонитами. В небольшой резервации за пределами города живут их представители, потомки первых людей, отправившихся в космос. За многие поколения колонизации они смогли продлить свою жизнь и излечиться от большинства земных болезней, что сделало их почти отдельной расой, отличной от землян. Само же человечество живет в огромных городах-муравейниках, страдая от тотальной перенаселенности. Благодаря контролю над численностью населения и широкому использованию роботов-слуг космониты способны поддерживать высокий уровень жизни. Но там, где космониты полностью приняли роботов как способ улучшить свою жизнь, граждане Земли все еще опасаются роботов, главным образом из-за того, что они постепенно отнимают рабочие места у людей.

Убийство, которое открывает книгу (или, скорее, предшествует ей), – это убийство выдающегося космического ученого (предположительно человеком). Поскольку отношения между космонитами и населением Земли в течение некоторого времени были напряженными, расследование особенно чувствительно. Элайдж Бейли – офицер полиции, человек, который назначен на это дело и получил самого необычного партнера для работы: некий Р. Дэниел Оливо. В какой-то момент полицейский начинает подозревать своего партнера в том, что тот чего-то не договаривает. Вскоре Элайдж понимает, что буква «Р» в имени его напарника означает, что он робот.

И хотя сюжет в основном вращается вокруг нераскрытого убийства, Азимов использует центральную тайну для изучения различных более крупных тем о сложных и спорных взаимодействиях между людьми и роботами. Правительство Земли понимает, что дело может получить нежелательные последствия, возможно развитие межпланетного скандала. Для человечества эта ситуация будет катастрофической. К сожалению, Элайдж патологически не любит роботов (как и подавляющее большинство населения). Странная парочка. В ходе расследования импульсивные рассуждения Бейли и интуитивный детективный стиль мешают (и конфликтуют) с расчетливым, аргументированным и беспристрастным анализом Оливо. И хотя их стили изначально делают их больше врагами, чем друзьями, они в конечном итоге начинают доверять и ценить друг друга (или, по крайней мере, Бейли).
В ходе расследования выдвигаются три версии убийства. В конце концов, выясняется, что начальник детектива – комиссар Эндерби – неоднократно пытался уничтожить робота Дэниела, но спутал его с инженером Сартоном и убил. Сартон ведь сделал робота внешне похожим на себя.
Одним из интересных аспектов книги является контраст между Элайджей, человеческим детективом, и Дэниелом – гуманоидным роботом. Азимов использует робота, чтобы узнать о человеческой природе. Столкнувшись с медиевистом, который боится, что роботы одолеют человечество, Бейли утверждает, что роботы по своей природе несовершенны. Будучи точно спроектированными вычислительными машинами, они не могут оценить искусство, красоту или Бога; роботы могут понимать только понятия, выражаемые в математике. Однако в заключительной сцене Р. Дэниел демонстрирует чувство морали. Он утверждает, что к пойманному убийце следует относиться снисходительно и говорит его человеческим товарищам, что теперь он понимает: уничтожение зла менее желательно, чем преобразование зла в добро.
Об авторе
Исаак Азимов родился с 4 октября 1919 года по 2 января 1920 года в Смоленской области в Советском Союзе. Точная дата его рождения не известна из-за разницы в григорианском календаре и еврейском, но сам Азимов отмечал день рождения 2 января. Когда ему было три года, семья эмигрировала в США. Родители разговаривали с ним всегда на идиш или на английском, поэтому он так и не выучил русский. Азимов верил, что его наиболее прочным вкладом в литературу будут «три закона робототехники».

Читательский дневник.

Оцените статью
Smart-pixel.ru