Тэффи – псевдоним Надежды Лохвицкой, великой русской писательницы. Тэффи родилась в конце девятнадцатого века в Петербурге, в семье адвоката. Отец, профессор права, был автором нескольких книг по юриспруденции и славился редким остроумием, которое, очевидно, передалось и дочери. Семья была довольно большой, но обеспеченной: все дети получили хорошее образование. Две дочери позже стали писательницами, а сын – генералом.
Надя Лохвицкая с детства увлекалась литературой и много читала. Еще учась в гимназии, Надя и старшая Мария начали писать стихи. Мария позже стала известной поэтессой, печатавшейся под псевдонимом Мирра Лохвицкая. Ее даже называли русской Сафо. Надежда начинает печататься только с 1904 года – на семейном совете решено было, чтобы сестры не печатались одновременно, а печатались по старшинству. Свой псевдоним Надежда берет из сказки Киплинга.
Тэффи решает начать с фельетонов. В начале прошлого века этот жанр был очень популярен, особенно ценились газетные фельетоны. Из-за хорошей «авторской речи» и хорошего чувства юмора фельетоны Тэффи пользовались популярностью и успехом, у нее стали появляться постоянные читатели. И среди них – сам Николай II. Ему настолько понравился один из стихотворных фельетонов Тэффи, что ей даже прибавили гонорар: лишние две копейки за строку, а это тогда было очень существенным – на рубль можно было купить очень много.
В горы первой революции «революционный вихрь» захватывает Тэффи, далекую от политики. Настолько захватывает, что она даже начинает встречаться с известными большевиками и становится сотрудницей газеты «Новая жизнь», в редакцию которой входит две большие группы: партийные большевики и беспартийные писатели. Вскоре группа писателей уходит из редакции из-за конфликта и вмешательства большевиков в редакционные дела, и Тэффи – среди них.
Тэффи начинает печататься в журналах «Нива», «Новости и многих сатирических» – пишет острые юмористические произведения, которые являются очень востребованными. Пишет не о политике, а о народе, простых людях.
Большой этап жизни Тэффи связан с журналом «Сатирикон» — именно этому журналу и Тэффи, и Аркадий Аверченко обязаны своей всероссийской славой.
С 1908 года в России начинается «период капустников». И театр «Кривое зеркало» становится в это время самым популярным. День открытия этого театра начинается с показа комедии про любовь, специально написанной Тэффи.
В 1910 году Тэффи издает сборник своих стихов и юмористических рассказов, названный «Семь огней». Критика отмечает особый «стиль Тэффи», предельную жизненность и остроту. Продолжая писать юмористические рассказы, фельетоны и миниатюры для журналов, Тэффи позже издает второй сборник юмористических рассказов, упрочивший ее славу. В 1911 году под редакцией «Сатирикона» выходит «Всеобщая история», где Тэффи пишет раздел «Древняя история». Позже, после распада журнала «Сатирикон», она, объединившись с другими авторами, создает «Новый сатирикон» и начинает писать для него.
Ежегодно Тэффи издает новые книги. Перед революцией 1917 года в рассказах Тэффи появляется много грустного. Когда, после революции, закрывают «Новый сатирикон», она вместе с Аверченко уезжает заграницу и длительно, до самой смерти в 1952 году, живет в Париже.
В СССР творчество Тэффи длительно замалчивалось. Во второй половине 60-х годов ее произведения ненадолго появились на прилавках, а потом опять – длительное забвение. Почему – сказать трудно.
Прошло чуть больше века, но произведения Тэффи по-прежнему актуальны, их отличает предельная фантазия, искрометный юмор и реальные жизненные наблюдения. Рассказ «Рекламы» про навязчивость и вездесущность рекламы, «Жизнь и воротник» про то, как вещи могут изменить жизнь человека, рассказ «Политика и наука» и многие другие и сейчас не потеряли своей значимости. А многие выражения из рассказов Тэффи разошлись на цитаты – кто не знает фразы «Вам для себя или для подарка?». Хочется думать и надеяться, что теперь в полной мере предоставится возможность познакомиться с такой чудесной писательницей – Надеждой Лохвицкой, или просто Тэффи.
Вариант 2
Надежда Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) ― русская писательница в жанре сатиры и поэтесса. Родилась в 1872 году в Санкт-Петербурге. Ее отец был адвокатом, а мать занималась домашним хозяйством. Тэффи училась в Литейной женской гимназии.
Она рано вышла замуж за Владислава Бучинского, с которым прожила около десяти лет. Родив вторую дочь, она подала на развод. Не смотря на это, Тэффи активно занималась литературной деятельностью. Она публиковала стихотворения с 1901 года и была постоянным автором журнала «Сатирикон». К 1911 году Тэффи выпустила двухтомный сборник юмористических рассказов, который прибавил ей популярности.
Писательница подтверждала несколько версий своего псевдонима. Самая известная говорит о том, что Тэффи взяла прозвище знакомого мужчины, которого называли «Стэффи».
Большую популярность Тэффи приносила проза, а не стихи. После 1911 года она издала много сборников коротких сатирических рассказов. В конце 1918 года она отправилась на юг России, а чуть позднее ― в Париж. Дело в том, что революционные события Тэффи встретила прохладно. Она не планировала уезжать из страны, но не могла остаться после смены политического строя.
Находясь в эмиграции, Тэффи не оставила литературную деятельность. Ее произведения публиковали во Франции и Германии. Она печаталась в известных периодических изданиях русской эмиграции («Сегодня», «Жар-птица», «Общее дело» и т. д.). Даже написала крупное произведение ― «Авантюрный роман». В основном, в прозе и стихах она изображала мещанский быт дореволюционной России.
Исследователи отмечали, что после 20-ых годов в произведениях Тэффи появился оттенок грусти и меланхолии. Она не переставала интересоваться судьбой России, но не собиралась возвращаться. Тем не менее, на родине ее имя не забывали. Рассказы писательницы издавались в Советской России.
В Париже Тэффи жила с Павлом Тикстоном, который был наполовину англичанином, наполовину русским. Они не были женаты. Он любил ее и обеспечивал материально, пока не наступил мировой кризис. Из-за него он потерял свои капиталы. Тикстон пережил сильный удар, и Тэффи ухаживала за ним до его смерти.
В 1930-ые годы писательница стала писать мемуары. Она издала автобиографические рассказы и художественные очерки, посвященные известным писателям и поэтам.
Во время Второй мировой войны писательница осталась в оккупированной Франции. Она находилась в трудном финансовом положении. Ее нигде не печатали. В этот период ее старшая дочь Валерия Грабовская была вынуждена бежать в Лондон, а младшая Елена Бучинская жила в Польше. Пережить это трудное время ей помогли друзья и знакомые.
В послевоенное время Тэффи обратилась к лирической теме. Любовь в рассказах она называла обманчивой и погружающей в тоску.
Тэффи не вернулась в Россию, хотя у нее была такая возможность. До 1951 года она получала пенсию от миллионера и филантропа С. Атрана. После его смерти писательница снова оказалась в трудном финансовом положении.
Тэффи скончалась в 1952 году. В последних сборниках писательница отказалась от использования сатиры, сделав акцент на «автобиографичности».