Мольер – французский театрал, один из основоположников комедийного жанра театральных постановок.
Будущий комедиограф Мольер появился на свет 15 января 1622 года в пригороде Парижа. При рождении его звали Жан-Батист Поклен. В его семье практически никто не занимался театральным искусством. Несмотря на то, что родители занимались обивкой мебели, в семье всегда были лишние деньги. Поэтому в детстве мальчик жил в достатке. К сожалению, он в раннем возрасте лишился матери, умершей от туберкулёза. Отец страстно желал, чтобы сын продолжил его дело. В связи с этим, парень рано пошёл работать, а образование начал получать лишь в юношестве.
В 14 лет он поступил в Клермонский иезуитский колледж по настоянию деда. Он изучал иностранные языки, математику и некоторые естественные науки. Благодаря приобретённым знаниям он смог переводить литературные произведение и читать труды заграничных авторов, в том числе Плавта и Теренция. Окончив обучение, он получил квалификацию преподавателя. По специальности он работал очень мало. Жан-Батист также имел опыт работы адвокатом. Тем не менее вскоре парень решил стать актёром театра.
С того момента он взялся за создание собственного театра. У него нашлись единоличники, которые помогли будущему комедиографу успешно начать новое дело. Театр был назван “Блистательным”. Именно с этого момента Жан-Батист становится официально Мольером. Этот псевдоним останется у него до конца жизни. В 1646 году труппа отправилась гастролировать по всем крупным городам Франции. Она также выступала и в провинциальных театрах. Вскоре интерес к популярным пьесам начал спадать. Поэтому Мольер решил заняться написанием собственных произведений. Теперь он окончательно решил стать комедиографом, выступление на сцене больше не казалось ему столь романтичным и почётным занятием. В 1651 году выходит его первая пьеса под названием “Смешные жеманщины”. Автор был очень сильно удивлён, что его труды очень быстро стали популярными в обществе. Успех пьесы побудил Мольера продолжить заняться написанием произведений. За 5 лет у него вышло много комедий, в том числе “Школа мужей”, “Дон Жуан” и “Мизантроп”. Эти комедии являлись сатирой. Они высмеивали церковь и другие религиозные объединения. Многие священники ополчились против Мольера.
Обострившиеся проблемы не вынудили известного комедиографа остановить работу театра. Во многом ему помогли представители королевской семьи. Они объявили труппу королевской, повысив её авторитет в обществе. Мольер продолжил писать пьесы. С 1664 по 1673 года он написал порядка 10 крупных произведений, в том числе комедии “Принцесса Элиды”, “Скупой” и “Мещанин во дворянстве”. Главные роли он исполнял самостоятельно. Мольер работал очень усердно, что сказалось на его здоровье. В связи с этим, ему очень часто становилось плохо прямо на сцене. На одном из спектаклей ему стало не по себе. Актёр кашлял кровью. Соратники Мольера отвезли его домой. Лекари не смогли приехать вовремя, поэтому комедиограф скончался днём 17 февраля 1673 года.
Вариант 2
Мольер – литературный и театральный псевдоним известного французского комедиографа XVII века. Настоящее его имя Жан-Батист Поклен.
Родился он в 1622г. в Париже. Мать мальчика умерла рано. Отец занимал должность придворного обойщика и не очень-то беспокоился об образовании сына, но дед настоял, чтобы внука отдали учиться в Клермонский колледж. После его окончания в 1639г. парень успешно сдал экзамен и получил степень лицензиата прав.
Однако ни карьера адвоката, ни придворная должность не привлекали юношу. В 1643г. он возглавил «Блистательный театр», труппа которого насчитывала десять актёров. Под псевдонимом Мольер стал исполнять в пьесах трагические роли.
Поскольку в Париже дела у его театра шли не очень хорошо, он с несколькими актёрами-единомышленниками примыкает к бродячим комедиантам и отправляется в провинцию. Тринадцатилетние скитания обогатили жизненный и творческий опыт Мольера. Он понял, что провинциальная публика предпочитает смотреть комедии, потому переквалифицировался в комика, а потребность в постоянном обновлении репертуара вынудила его взяться за перо. Постепенно к нему пришли успех и слава. Большинство сценариев, написанных им в то время, к сожалению, не сохранилось.
В 1658г. труппа Мольера вернулась в Париж и выступила с фарсом «Влюблённый доктор» перед придворной публикой. На спектакле присутствовал король Людовик XIV, которому настолько всё понравилось, что он предоставил труппе помещение театра Пти-Бурбон (а позже – Пале Рояль).
В 1659г. комедиограф пишет пьесу «Смешные жеманницы», в 1660г. – «Сганарель, или Мнимый рогоносец», в 1661г. – «Школа мужей», в 1662г. – «Школа жён», в 1664г. – «Тартюф». Всего в парижский период он создал 29 комедий. Некоторые из них были написаны в жанре комедии-балета (например «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной») и сочинены для различных празднеств при королевском дворе. Сам Луи XIV вместе с приближёнными исполняли в них разные роли.
Король всегда благосклонно относился к Мольеру. Он даже согласился стать крёстным отцом его сына-первенца. Но было у талантливого комедиографа и много недругов, завистников.
До последних часов своей жизни Мольер не расставался со сценой. Во время спектакля в феврале 1673г. он начал кашлять кровью. Родные доставили его домой, где он и умер. Похоронили гениального комедиографа без проведения церковных обрядов ночью (за кладбищенской оградой). Позже з почестями перезахоронили на Пер-Лашез.