Эрнест Теодор Гофман – великий мастер романтического направления в немецкой литературе, а также талантливый художник и композитор. Гофман родился в Пруссии, в городе Кенигсберг, его отец был адвокатом, но по причине того, что он очень рано разошелся с его матерью, мальчик воспитывался бабушкой и дядей, который был юристом. Поэтому Гофман в ранние годы пошел по его стопам и также выучился на юриста, что в последствии, очень тяготило его, так как он всегда мечтал зарабатывать лишь своим творчеством. Государственная служба была основной его деятельностью, тогда как живопись, музыка и литература долгое время оставались лишь увлечениями, которым он посвящал свое свободное время. Сделать их средствами к заработку у Гофмана не получалось, не раз он пробовал жить лишь на заработанное искусством, но это всегда приводило к отсутствию средств ля существования.
Литература также была одним из его хобби, когда утомленный повседневностью Гофман нередко выпивал достаточное количество в винном погребе, его сознание менялось и рождало на свет невероятные образы, тогда он и садился за написание своих произведений.
Романтизм Гофмана значительно отличался от авторов его эпохи, что послужило к некоторой критике его произведений. Сарказм и сатира были важной составляющей его романтических произведений, при помощи этих приемов писатель раскрывал недостатки своих современников, обличал их, давая тем самым урок читателю. Его яркое воображение и непревзойденное остроумие позволили создать великие произведения и образы. Но, несмотря на особенности его творчества, Гофман неразрывно связан с творчеством романтической школы в Йене, которые, как и он, считали искусство единственным средством изменения окружающего мира к лучшему. Поэтому творчество Гофмана раскрывает и продолжает некоторые мысли Новалиса и Шлегеля, немецких писателей и философов. Так в своих работах он раскрыл концепцию единства искусств, и их синтеза, а также особой романтической иронии. Тем самым он продолжил идеи своих предшественников об универсальности искусства.
Но при этом отличительной особенностью Гофмана как писателя-романтика является его более трагическое и обостренное понимание действительности. Его литературное наследие очень велико, но основными можно назвать следующие его произведения: Сборник новелл, в который входят: «Дон Жуан», «Золотой горшок», «Кавалер Глюк», и др. Сборник «Ночные этюды», в который входят известные новеллы: «Песочный человек», «Церковь иезуитов в Г.», «майорат» и др. Это и его бессмертные сказки: «Щелкунчик и Мышиный король», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Принцесса Баландина». Романы: «Житейские воззрения кота Мура», «Повелитель блох» и многое другое.
2 вариант
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822 гг.) является одним из знаменитых немецких творцов, жанровой направленностью музыкальных и литературных произведений которого становится романтизм.
Гофман появляется на свет в Пруссии в семье государственного чиновника, однако с трехлетнего возраста воспитывается дядей, юристом по профессии, с материнской стороны по причине развода родителей. Именно дядя оказывает значительное влияние на выбор будущей профессии Гофмана, и он начинает изучение юриспруденции, став студентом Кёнигсбергского университета.
С детских лет мальчик демонстрирует склонности к музицированию и рисованию и по окончании университета, получив работу в Познани в должности асессора, тело принимается в обществе, поскольку является талантливым, разносторонним человеком.
Спустя время повзрослевший молодой человек заключает брак с полькой, имеющей добропорядочное буржуазное происхождение.
Работая на государственной службе, Гофман не перестает развивать свою музыкальную и художественную деятельность, мечтая посвятить свою жизнь служению искусству, поэтому после войны с Наполеоном I направляется в Германию, имея в своем багаже партитуры нескольких собственных музыкальных произведений.
На протяжении нескольких лет Гофман работает в различных немецких театральных труппах в качестве дирижера, композитора и декоратора, а также занимается написанием музыкальных статей, однако любимая работа не приносит необходимый для существования семьи доход. В этот период времени творческая судьба Гофмана пополняется оперой в стиле романтизма «Ундина», а также многочисленными симфониями, хорами и камерными сочинениями.
В период сражения при Ватерлоо, заставшей семью Гофманов в Дрездене, из-под пера писателя выходят новеллы «Дон Жуан», «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера», вошедшие в состав цикла под названием «Фантазии в духе Калло», изданного в четырех томах.
Понимая, что творческая деятельность приводит к обнищанию его семьи, Гофман снова поступает на службу советником юстиции, оставляющую ему время на занятие искусством, создавая волшебные сказки «Щелкунчик и мышиный король», «Золотой горшок», роман «Эликсир сатаны».
Отличительной особенностью творчества Гофмана является его увлечение фантастическим миром страха, ужасов, чуждой реальности в сочетании с романтической направленностью.
В конце жизни у Гофмана возникают проблемы с представителями власти, и он оказывается обвиненным в разглашении судебной тайны. При этом некоторые рукописи писателя, некоторые из которых представляют собой сатирические и иронические произведения («Повелитель блох»), становятся предметом конфискации. В это же время у Гофмана прогрессирует заболевание спинного мозга в виде паралича, при котором писатель оказывается прикованным к кровати. Жизнь Гофмана обрывается в возрасте сорока шести лет и его тело упокоевается на Иерусалимском кладбище в Берлине.