Первая железная дорога в России была проложена от Санкт-Петербурга до Павловска. Ее величественное открытие произошло в ноябре 1837 года. Возведена она была под руководством чешского инженера, профессора Венского политехнического института Франца фон Герстнера. Именно он заверил государя в необходимости ее постройки. С ростом промышленного производства необходимо было быстро транспортировать грузы и людей, лошади уже не справлялись с объемами перевозок. После утверждения Сенатом указа Николая I в мае 1836 года рабочие приступили к работе. Первые дни после запуска в эксплуатацию поездом управлял сам главный конструктор.
Ширина колеи в российской железной дороги немного отличалась от европейской. Для большего удобства ее сделали пошире. С 1845 года Россия приступила к производству паровозов. После продажи Аляски и создания специального фонда, строительство железнодорожных магистралей пошло оживленнее. Построили хлебную дорогу до Поволжья, проложили Оренбургскую железную дорогу, которая являлась важным военным и торговым маршрутом в Азию. В 1857 году приступили к строительству Транссибирской магистрали. Протяженность и скорость прокладки этой дороги не имеет равных в мире.
Весомый вклад в развитие железнодорожных сообщений внесли С.Ю. Витте и П.П. Мельников. Павел Петрович знаменит тем, что дороги, построенные при нем, возводились с минимальными затратами денежных средств. Благодаря Сергею Юльевичу в 1897 году была введена государственная монополия на расценки, согласно которой цена на билет рассчитывается в зависимости от расстояния. Правило действует и по сей день: чем дальше ехать, тем дешевле плата за проезд.
Строительная кампания по прокладке новых магистралей продолжалась и в годы Великой Отечественной войны. Был протянут путь до Воркуты, откуда доставляли черное золото на металлургические заводы. Волжская рокада обеспечивала всем в чем испытывал необходимость Сталинградский фронт. Перегон от Шлиссельбурга доставлял провизию в блокадный Ленинград.
Почти 80% нынешних железнодорожных сообщений России были проложены еще до 1917 года. В Советском Союзе самой значимой стройкой можно назвать Байкало-Амурскую магистраль. Строительство ее длилось 10 лет. В наше время железная дорога продолжает внедрение прогресса: старые поезда вытесняет высокоскоростной наземный транспорт, а приобрести билет можно не выходя из дома.