Романтизм — сообщение доклад

Романтизм (от франц. Romantique) — нечто таинственное, нереальное. Как литературное направление сформировался в конце XVIII в. в европейском обществе и получил широкое распространение во всех сферах культуры народов Европы (в т. ч. России) и Америки.
В романтических произведениях автор описывает внутренний мир героя, противопоставляя его душевные качества и свободу мысли безликому реальному миру. Романтизм отвергает повседневность, часто повествуя о фантастических событиях, или устремляется в прошлое.

Причиной возникновения этого литературного направления считается острая социальная неудовлетворенность, возникшая на рубеже веков. Новые идеи о свободе, ценности духовного мира человека приобретают особое значение в неспокойные времена войн, народных волнений и революций. Исторические события, повлиявшие на развитие романтизма за рубежом: Великая французская революция, правление Наполеона, промышленный переворот. В России к ним относят Отечественную Войну 1812 года, восстание декабристов.
Основными темами, раскрываемыми в произведениях, являются вечные конфликты – противопоставление человека и социальной среды, души и общества.

В романтизме различают два течения:

пассивный (элегический);
прогрессивный (революционный).

Ярким представителем пассивного романтизма является В.А. Жуковский. В его элегиях («Море», «Вечер») и балладах («Светлана») раскрыты философские размышления о смысле жизни, неразделенной любви, скоротечности жизни. Психологические портреты героев рассказывают об их столкновении с судьбой и уходе от действительности в свой идеальный мир. В зарубежной литературе представители этого течения—Э.А. Гофман, Г.Х. Андерсен.
Герои произведений прогрессивного романтизма напротив активно выражают свою жизненную позицию. Д.Г. Байрон через молодого, разочаровавшегося в жизни человека, который путешествует по разным странам, («Паломничество Чайльд-Гарольда») отражает свое мировоззрение, склонность к революции. Также представителями этого течения являются В. Гюго, Ж. Санд, М.Ю. Лермонтов, К. Рылеев, А. Одоевский.
И хотя романтизм просуществовал непродолжительное время, уступив свои позиции реализму, он навсегда займет свое место в культуре каждой страны и актуален даже сегодня.
Вариант 2
Исторически романтизм представляет собой следующий за классицизмом этап развития искусства. Романтизм проявляется во всех областях от музыки до литературы, но в любом варианте он представляет собой концептуальное отличие от классицизма и в каком-то смысле является логическим продолжением.
Если классицизм пытался уйти от действительности при помощи соблюдения каких-то строгих правил и установок, которые позволяли создавать идеальный мир, то романтизм является как бы рывком к идеальному миру, но тоже, по сути, является выходом из действительности.
На самом деле, если рассматривать данное течение в литературе (да и не только) то романтизм условно может разделяться на консервативный и революционный. Первый чаще всего обращается к образам былых времен, к примеру, легендам, которые перекладываются современным языком и предстают как своеобразный идеал.
Второй вариант, то есть революционный романтизм, является стремлением не назад, но вперед, то есть к идеалам, которые достижимы в каком-то грядущем или может быть недостижимы, но представляют собой своеобразный идеал, который выглядит как маяк, который определяет нынешнее существование человека.
Так или иначе, романтизм представляет собой поиск идеала, который появляется во многом по причине отхода от действительности и даже определенном презрении к действительности. Человеческое существование особенно городских жителей, а по временным рамкам романтизм относится к 18-19 векам, презирается представителями романтизма, которые считают людей чрезмерно изнеженными.
Такое прослеживается в частности в работах революционных романтистов, к примеру, Рылеева, который является ярким представителем из русской литературы или Римского-Корсакова, Мусоргского. Эти творцы устремляют людей к высоким идеалам, к потребности превзойти себя. При этом зачастую речь не касается всего человечества, рассматривается только отдельный герой, к примеру, Демон у Лермонтова, который воплощает в себе и духовные искания и преодолевание себя и уход от банальности человеческого существования.
Тем не менее консервативные романтисты, к примеру, такие как Жуковский, тоже обращаются к идеям героев, которые превосходят обыденность. Хотя образы берутся из предыдущих времен, они могут представлять собой нечто такое к чему тоже следует стремиться.

Оцените статью
Smart-pixel.ru