Предтечами к окончательному формированию русского литературного языка были Радищев и Карамзин, которые являлись как бы пороками «предсказывающими» Пушкина, который в свою очередь выполнил роль мессии и завершил формирование новой литературной нормы. Конечно, само по себе развитие литературного языка на этом не окончилось и продолжалось до Горького, как об этом потом напишет Шолохов. Тем не менее, именно Пушкин создал то самое пространство, на котором потом остальные смогли существовать.
Традиционно до него литературный язык выделялся существенным образом на фоне действительности. Учение Ломоносова о стилях не в полной мере описывало действительность, мир языка был гораздо разнообразнее. Пушкин привнес с литературу разговорную речь и в целом значительно увеличил диапазон возможностей писателя.
Безусловной заслугой Пушкина является использование всего языкового многообразия. Подобно тому, как актер в своей повседневности является простым человеком с ограниченным набором качеств, а на сцене может выразить любые качества и характеры, Пушкин владел самыми разнообразными речевыми оборотами и оттенками. Он не замыкался в собственном языковом пространстве, а старался охватить весь возможный спектр и при этом отлично чувствовал каждое слово и смысловые оттенки речи.
Многие его предшественники, в частности Карамзин, старались двигать язык к какому-то эфемерному прогрессу и развивать его, но Пушкин видел ситуацию гораздо глубже и разумнее. Он не «изгонял» из языка отжившие формы подобно Карамзину, а также не стремился избегать нововведений подобно другим авторам. Пушкин подчеркивал возможность использовать практически любые слова, но там, где такие слова являются актуальными и выполняют нужную функцию. По сути, Пушкин выразил в собственной профессии наиболее разумное отношение к языку как процессу, который непрерывен и охватывает практически всю человеческую историю. Конечно, со временем какие-то слова исчезают и сменяются новыми, но не следует искусственно активировать этот процесс и полностью отвергать определенные элементы. Если Пушкин пишет о временах минувших, то может говорить на языке того времени или, как минимум, использовать грамотную стилизацию, если он считает актуальным говорить «сие» или «оное», то использует эти слова (с которыми в его эпоху в какой-то степени даже старались бороться, считая устаревшими) и благодаря этому мы до сих пор знаем эти слова и смысл таковых.
В таком высоком профессионализме и заключается литературный гений Пушкина. Александр Сергеевич в своей деятельности выступает как чуткий хранитель и великий мастер, обладающий умением использовать самые разные инструменты в собственной работе. Кстати, именно по этому мы не всегда можем определить такие термины как пушкинский стих или слог, которые благодаря своему разнообразию практически не представляется возможным ограничить в каких-то рамках.
Несколько интересных сочинений