Как научить писать ребенка сочинение 2, 3, 4, 5, 6 класс

Зачастую школьники младших классов сталкиваются с проблемой написания сочинений. Они просто ещё не умеют этого делать. Конечно, нужно не запускать проблему, не доводить до того, что у ребенка появляется страх перед сочинениями, а научить его, показать, что ничего особенно сложного в сочинении нет.

Сочинение, как известно, не столько рассуждение, не просто описание, а изложение своих мыслей на определенную тему, кроме того, по определенной схеме. А дети часто не могут даже устный рассказ построить по порядку. Их захватывают эмоции, мысли перескакивают… Однако упорядочивание своих мыслей в письменной речи поможет сделать более логичным и устный вариант.
Самая простая схема сочинения: введение, основная часть (самая большая) и вывод. Эту схему (план) стоит просто прописать для ребенка или сделать красивую распечатку, которая будет висеть над рабочим столом, помогая ученику.
Нужно объяснить, с чего начинать сочинение. Несколько слов о теме, о том, как она, в принципе, важна, а также, чем она интересна автору. Обычно тему выбирают из нескольких, так чем обусловлен такой выбор? Но уж если тема одна, то и в ней нужно и очень важно найти что-то «своё», то есть интересное для себя.

Также во введении можно обозначить вопрос, на который и будут отвечать в основной части.
Основная часть может иметь структуру. Так самому ребенку будет легче справиться с потоком идей или, наоборот, найти нужные мысли. Можно описать плюсы и минусы. Это может быть сделано в разном соотношении, но важно напомнить ребенку, что, даже если ему что-то нравится или нет, то нужно постараться осветить это не с одной стороны, а постараться найти «контраргументы».  
В выводе важно, собственно, подвести итог. Если рассказывалось о произведении, то можно сказать, мол, понравилось оно или нет. Если во введении задавался вопрос, то нужно на него ответить.
Кстати, для сочинений на литературные темы хорошо использовать эпиграф. Нужно спросить ребенка, какая строчка в тексте произведения отражает весь его смысл или ставит важный вопрос, что-то важное показывает. (Такой подход важен и при использовании цитат в тексте, например, при характеристике персонажей.) Эпиграф можно брать и из других произведений, главное, чтобы он гармонично смотрелся вместе с текстом сочинения, задавал его тон.   
Когда ребенок разобрался с планом, то лучше постараться проговорить несколько историй по нему. К примеру: как мы вчера сходили к бабушке? Ответ по структуре. Далее, логично, переходим к письменным вариантам. Делаем ученику всё меньше подсказок.     
Также важно использовать выражения, организующие речь: я считаю или думаю, во-первых, в итоге, для начала… Их тоже можно записать отдельно.
Важно помогать ребенку, но не делать за него. Больше хвалить, отмечать прогресс, но и обращать внимание на недостатки, чтобы от них избавиться. Необходимо следить за грамотностью, за соблюдением объема сочинения. Тогда вскоре его сочинениями будут восхищаться и учителя, и он сам.
1, 2, 3, 4, 5, 6 класс

Оцените статью
Smart-pixel.ru