Григорий Сковорода – первый в своём роде кочующий философ, поэт, педагог и баснописец русско-украинского происхождения вписавший огромный вклад в восточнославянскую культуру. Человек заслуживший называться исключительным мудрецом Российской империи. Стоит отметить, что Григорий является заключающим этапом патриархата казацкого барокко и основоположником славянской духовной философии.
Григорий Саввич Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в околотке Полтавы в сотом селении Чернухи Киевской Губернии. Наш герой был младшим в семье. Считается сыном казака Савки Сковорода и Пелагеи Степановны.
О начальном этапе жизни Григория не осталось действительно верной информации. Бытовало предание, рассказывающая о любви молодого казака к обучению. Если верить сказанию то, позже, как отец мальчика применил физическую силу к нему за потерянную на равнине овцу, шестнадцатилетний Григорий оставил родное селение. Но более правдивой считается вариант, согласно которому Григорий и его брат Степан пустились в путь по наказанию отца грызть гранит науки в связи с плохой обстановкой для малоземельного казачества.
К великому сожалению Академию Григории так и не закончил. Но по просьбе Новгородского епископа отправился в Глухов с троицей музыкантов осенью 1741 года. На месте Григорию предстояло пройти отбор, что он и сделал. После чего был послан на придворный певческий ансамбль в город на Неве минуя Москву (так как в ней было ликование по случаю вступления на трон Екатерины второй) в качестве придворного певца. Где Григории становится нашумевшей персоной и поселяется в Санкт-Петербурге и Москве. Работа при дворе дала ему узнаваемость и множество полезных знакомств.
Данный этап его жизни является переломным. После чего он начинает путешествовать по городам Родины и за границей, расширяя свою узнаваемость и востребованность.
Григорий Сковорода ушел из жизни 29 октября (4 октября) 1794 в возрасте 72 лет в доме дворянина Андрея Ковалевского.
За свою жизнь Сковорода создал «Учение о трёх мирах», «Проблема поиска истины», «Учение о сродности», «Учение о двух натурах и двух сердцах».
«Учение о трёх мирах» — в соответствии с мнением автора всё существующее состоит из трёх миров, обитаемого, символического и малых миров.
«Учение о сродности» — затруднения следования человека в своей среде обитания.
«Проблема поиска истины» — произведение, представляющий собой разговор с человеком, желающим найти истину.
Вариант 2
Сковорода Григорий Саввич – прославился в качестве философа, педагога и поэта.
Родился он в семье небогатого казака села Чернуха (Полтавщина) в 1722 году. Еще учась в начальной школе своего села, он пел в церкви. После этого в 1738 году он поступил в Киево-Могилянскую духовную академию. Участие в церковном хоре позволило ему в 40-е годы стать певцом придворной капеллы, где он не только пел, но и писал музыку на собственные стихи.
В 1750-1753 годах Сковорода выехал за границу (в составе дипломатической миссии), путешествовал по Австрии, Словакии, Венгрии и Польше. Он посещал университетские лекции, проводил изыскания в библиотеках. Сковорода также обсуждал различные вопросы с учеными, так как владел несколькими языками.
После возвращения из-за границы философ жил на Украине, где занимался преподаванием поэтики в Переяславле, в высшем духовном учебном заведении. Однако вскоре Сковорода был вынужден уйти оттуда, так как его методика преподавания не понравилась епископу. Его объяснение латинской поговоркой было воспринято архиереем как дерзость, после чего последовало увольнение. После этого он получил место домашнего учителя у местного помещика. Далее преподавал в Харькове, продолжая писать стихи на латинском и украинском языках, а также составляя лекции (в форме проповедей) на латыни.
С 1769 по 1774 годы Сковорода пишет значительную часть своих произведений. Он пишет сборник в прозе «Басни харьковские», заканчивает «Сад божественных песен».
Кроме того, Сковорода пишет и ряд философских работ. К их числу относятся: «Диалог, или Разговор о древнем мире», «Разговор пяти путников об истинном счастье в жизни», «Книжечка о чтении Священного писания, названная Жена Лотова», последним было «Диалог. Имя ему — Потоп змеиный».
Мыслитель терпимо относился язычеству, был склонен отождествлять окружающий нас мир и Бога. Много внимания он уделял и проблеме человека, самопознания не через мышление, но путем поиска символических образов. Кладезем их философ считал Библию.
Украинский философ прославился личной скромностью. Он не желал иметь ни должностей, ни денег и имущества.
Умер он в 1794 году селе Пан-Ивановка на Харьковщине. Его наследие до сих пор ценят и изучают на Украине.