Жанр повести Станционный смотритель Пушкина

Жанр повести Станционный смотритель Пушкина

Произведение включено в цикл пушкинского творения «Повести Белкина» и, по мнению самого писателя, написано в жанре сентиментальной повести.
В литературном понимании значение жанра повести заключается в отношении повествователя к изображаемым событиям и происходит от древнерусского глагола «ведать», выражающее в авторских рассказах лично увиденное либо услышанное.

Сюжетная композиция произведений в жанре повести сосредотачивается вокруг многочисленных событий, происходящих с главным героем, раскрывая его личную характеристику и рассказывая о жизненном пути. Данной особенностью повесть отличается от рассказов или новелл, ключевым значением которых является, как правило, один описываемый жизненный факт.
В рассматриваемой повести описывается последовательность событийности жизни главного героя, отличающаяся злободневной реальностью.  Тематическое содержание повести обладает многогранностью и разнообразием, выражающимися в основной любовной теме произведения, а также в проблематике нравственных отношений, роли маленького человека в обществе, взаимоотношениях классовых сословий, столкновения интересов родителей и детей, вечного поиска счастливой человеческой жизни. В образе главного героя повести, описанным писателем емко и реалистично, изображается представитель маленьких людей, имеющих огромный диапазон чувств и обладающих истинной честью и достоинством, смирившихся с несчастной судьбой, беспощадно расправившейся с маленьким человеком.

Повествование в повести ведется от лица стороннего рассказчика, наблюдающего за происходящими событиями со слов их участников. Во вступлении описывается профессия станционного смотрителя, а затем начинается изложение основной части повести, знакомящей читателей с ключевыми персонажами. Финал произведения состоит в трагической развязке эпилога повести, в которой главный герой умирает. Вкрадчивая сентиментальность и суровая реалистичность талантливо сочетаются в повести, выстроившись в соответствии с общепринятым литературным каноном.
Писатель использует в произведении различные художественные приемы, изображая героев повести в идеалистическом образе, созданном в дидактической цели, сменяя сюжет произведения бытовой реальной картинкой с описанием радостных и горестных жизненных событий, раскрывая основной смысл повести, состоящий в духовном несоответствии отца и дочери.  Автор применяет в качестве изображения нравоучительный риторический язык, отличающийся манерностью и в то же время бесхитростным сентиментальным повествованием.
Анализируя содержание произведения отчетливо проявляется понимание случившейся драматической разлуки близких людей, заключающейся в неотвратимых проблемах классового различия существующего общества. Символичность повествованию придает картина, изображающая возвращение блудного сына, являющаяся воплощением евангелистской притчи.
Вариант 2
Произведение знаменовало собой переломный момент в развитии русской литературы. Пушкин обратился к жизненным реалиям, отвергнув господствовавший до этого нравоучительный тон.
Повесть, как и большое количество произведений от отнесенных к классике до откровенно бульварных, построена вокруг соблазнения девушки богатым человеком. Однако Пушкин, судя по всему, намеренно избежал описания душевных коллизий и изложения душещипательных разговоров, выбрав в качестве формы изложения рассказ отца девушки, станционного смотрителя. Автор не хотел прибегать к обморокам и слезам героини, предпочтя горький рассказ старого человека. На это же указывает и его профессия, не способствовавшая овладению изысканными выражениями и салонным стилем. Язык, которым пользуется писатель близок к используемому в обычной жизни. Это обстоятельство должно создавать у читателя ощущение реальности происходящего.
Введение в повествование встречи рассказчика, дающее возможность дать описание обстановки почтовой станции, служит той же цели. Обстановка эта одновременно и знакома читателям и не относится к миру, к которому они принадлежат. Как и в предшествующих, написанных в жанре сентиментализма, повестях и романах, Пушкин делает одним из действующих лиц  молодого офицера – представителя привилегированного сословия. Однако, если по канонам, господствующим раньше произведение заканчивалось печально для соблазнителя или его жертвы, то в данном случае все иначе. О судьбе офицера, увезшего Дуню и прогнавшего ее отца, не говорится вообще ничего. Для девушки все кончилось хорошо – соблазнитель женился на ней.
Пострадал лишь отец Дуни. Пушкин, как и многие писатели после него, поднял тему «маленького человека». Не случайно автор специально говорит о нелегкой доле станционного смотрителя, который лишь формально относится к государственным служащим, но также бесправен, как и большинство народа. Незащищенность человека из низов подчеркивается и тем, что ротмистр Минский просто выгнал смотрителя, ему не пришлось прибегать к использованию своих связей и привилегий. Сцена эта также не является надуманной, так как многие проезжающие именно таким же образом обращались с нижестоящими.
Жанр произведения можно определить, как повесть в стиле реализма. Внесение в  нее любовного элемента должно было не только заинтересовать читателей. В большей степени, целью этого было показать несчастие простого человека, претерпевшего не просто привычный произвол и пренебрежение, но потерю самого дорогого для него

Оцените статью
Smart-pixel.ru