Водяное общество в романе Герой нашего времени Лермонтова

Водяное общество – это представители дворянства, которые лечатся и отдыхают на кавказских минеральных водах. Среди них есть приезжие, а так же и местные жители. Об их образе жизни на водах повествует глава «Княжна Мэри». Печорин противопоставляет себя водяному обществу, считает себя выше других, но он один из них.

Молодой офицер приезжает в Пятигорск и первыми на его улицах встречает семейства провинциальных дворян – степных помещиков. Печорин догадывается о месте их жительства по старомодным потертым сюртукам мужчин. Их цель приезда – выгодно пристроить дочерей за дворянина из столицы, поэтому жены и дочери степных помещиков, в отличие от глав семейств, одеты в изысканные наряды. На каждого новенького приехавшего в Пятигорск они смотрят с любопытством, пытаясь разглядеть в нём потенциального жениха.
Жены местных чиновников встречают гостей иначе. Для их курортных романов хороши не только штатские, но и военные кавалеры.
Есть ещё особенный класс – это франты. Они пьют, но не минеральную воду, гуляют мало, почти не ухаживают за дамами, жалуются на скуку. Франты выражают презрение ко всему провинциальному и мечтают о столичном высшем свете, но их туда не пускают.

Печорин с насмешкой наблюдает за нравами водяного общества, выбирая жертву для своих интриг. Ею становятся юнкер Грушницкий и хорошенькая княжна Мэри.
Молодой армеец — представитель франтов. Это недалёкий человек, любитель внешних деталей. Грушницкий прячет свою сущность за эффектной позой, пространными вычурными речами. Он любит производить эффект на окружающих, изображая из себя страдальца, мечтая стать героем романа. Самолюбие не позволяет Грушницкому отказаться от дуэли и признать свою вину в низком поступке, что приводит его к трагической гибели.
Княжна Мери – наиболее выразительный образ из дам водяного общества. Она красива, неглупа, обладает чувством юмора. Именно Мери Печорин посвящает в тайны своей души. Нравы высшего света ещё не наложили на её юный характер свой глубокий след. Княжна пока способна сострадать и любить. Печорин преподаёт ей жестокий урок, разрушает её неокрепшую душу.
Несколько особняком от водяного общества стоит приятель Печорина доктор Вернер. Он похож с главным героем независимым характером. Это единственный человек, мнение которого важно для Печорина. Вернер умён, ироничен, видит людей насквозь. В отличие от Печорина, который активно участвует в жизни, Вернер наблюдает за ней как бы со стороны. Доктор ещё более Печорина прагматичен в жизни, лишён романтических чувств. Перед дуэлью Печорин любуется красотой природы, а Вернера интересует наличие у друга завещания.
Всех представителей водяного общества объединяет чинопочитание, интриги, зависть, светские сплетни, пустое времяпровождение, духовная пустота. Оно являются копией высшего света Москвы и Петербурга.
Вариант 2
Печорина, главного действующего лица лермонтовского романа “Герой нашего времени” по традиции относят к категории “лишних людей”. Писатель, помещая своего персонажа в различные обстоятельства, сталкивая с разными людьми, сопоставляет его и окружающую среду.
Печорин противостоит “водяному обществу”, автор изображает взгляд героя на данное общество и среду в целом. “Водяное общество”, конечно, образ собирательный. Это представители дворянства, в поведенческой линии и образе жизни которых наблюдаются все типичные черты современного писателю времени. Столкновение отдельной личности и общества изображено не только для того, чтобы раскрыть характер Печорина, но и отобразить жизненные приоритеты “водяного общества”. Печорин с едва скрываемым пренебрежением отмечает чувство зависти представителей высшего света, их приверженность к козням и злословию. Нравы людей, над которыми вслед за автором иронизирует и его герой, определены историческими событиями и обычаями.
«Водяное общество” — антагонист Печорина, однако есть персонажи, которые не противоположны Печорину, а, напротив, сопоставимы с главным героем. Грушницкий, например, является в некотором роде карикатурой на главного героя. И то, что у Печорина есть сущность его натуры, у Грушницкого – эффектная поза, которой он рассчитывает произвести впечатление. Он позерствует, нередко ведет себя несообразно обстоятельствам. Участие Грушницкого в поединке низко, неблагородно, но он не может отступиться, так как крайне амбициозен.
Вернер — только один мужской персонаж, который сопоставим с Печориным. Их родственность обнаруживается во взаимоотношениях с обществом, остром уме, скептицизме. Но Вернер неактивен, менее глубок и сложен, чем главный герой.
Что касается женских образов в романе, то они необходимы также для выполнения главной задачи — раскрытия характера Печорина, его взгляда на любовь. Из представленных женских образов княжна Мери изображена более выразительно. Это романтичная натура, она молода, неглупа, остроумна. Чистая и наивная натура, на ее фоне эгоизм Печорина еще более явен.
Вера — нечеткий образ, описан штрихами, намеками. Она сопоставляется с Печориным и во взаимоотношениях с ней отчетливо чувствуется трагичность положения главного героя, его неумение подлинно любить.
Особенная категория в “водяном обществе” представлена статскими и военными мужчинами. Особняком стоит “водяная молодежь”. Но везде то же чинопочитание, те же балы, пустое провождение времени, сплетни, духовная нищета. Провинциальное общество копирует столичное.
«Водяное общество” — не случайная линия романа. Проблема личности, ее взаимосвязь с окружающим миром являются важнейшей задачей творчества М. Ю. Лермонтова.
Сочинение-рассуждение
Образовавшееся на Кисловодских целебных источниках светское общество вводится в романе для того, чтобы максимально раскрыть образ главного персонажа, армейского офицера Григория Печорина.
«Водяным» общество названо из-за того, что оно сформировалось на Кавказских минеральных водах. Это сообщество сформировано из людей, приехавших поправить своё здоровье и отдохнуть возле целебных источников, местных дворян, семейств провинциальных помещиков, а также так называемых франтов.
Провинциальные помещики, или как их ещё называют «степные», приезжают сюда с единственной целью: выгодно выдать замуж своих дочерей. Это сразу просматривается в том, как они одеваются: их жёны и дочери ходят в блистательных нарядах, сами же они, экономя на одежде, довольствуются тем, что есть – старыми поношенными сюртуками. Приехавшего в Пятигорск Печорина они изначально принимают за столичного жителя, но увидев его в армейском мундире, быстро теряют к нему всякий интерес.
Находящиеся в поиске романтических приключений представительницы местной знати менее щепетильны в этом вопросе. Они по собственном опыту, знают, что в офицерской среде встречаются неглупые и думающие люди, а под форменным мундиром часто бьётся пылкое и нежное сердце.
Отдыхающих на водах одиноких мужчин, среди которых встречаются как военные, так и штатские, можно отнести к категории франтов. Всем своим видом они выражают скуку и вместо минеральной воды пьют шампанское и вино. Они настолько ленивы и безразличны ко всему, что даже за дамами ухаживают без особого энтузиазма.
Особняком в «водяном» обществе стоит княжна Мэри. Она – красивая, начитанная и образованная девушка. В силу своей доброты, сострадательности, а также наивности и неопытности, она становится жертвой интриг более искушённого в человеческих отношениях Печорского.
Единственным мужским персонажем, которого Печорский не презирает, и с кем общается на равных, является доктор Вернер. Он также, как и Григорий, критически относится к «водяному» обществу, однако, в отличие от него, остаётся в стороне от интриг и склок.
В целом можно охарактеризовать сложившееся на целебных источниках светское общество, как провинциальный полусвет, тщетно пытающийся походить на столичную аристократию. Здесь царит праздность и лень. От скуки мужчины и женщины заводят мелкие интрижки, сплетничают, злословят и завидуют друг другу.
Печорин, находясь на более высоком уровне интеллектуального развития, понимает пустоту и никчёмность «водяного» общества, однако всё равно становится его частью.

Оцените статью
Smart-pixel.ru