В поэме „Мертвые души “- Гоголь обращает внимание читателей на внешние признаки, которые пересекаются с чертами характера. Один из героев Гоголя – Собакевич, не стал исключением для читателей и в произведении мы можем увидеть уникальное сходство Собакевича с лесным животным – медведем.
При знакомстве с помещиком, сразу видно, что герой очень похож на медведя. Никто не хотел бы встретить животное в лесу и в любом другом месте, поэма так же сохраняет эту предосторожность. Внешность Собакевича показывается, что с ним никто не хотел видеться. Может с ним ещё и никто не хотел видеться из-за закрытого образа жизни, который вел помещик. В жизни медведи достаточно высокие и сильные существа, однако Гоголь в своей поэме решил выделить рост Собакевича, описав его, а точнее сделав человеком со средним ростом, несмотря на то, что он был вылитым медведем.
Одежда Собакевича, а также его фигура не менее значимые в его портрете. Автор не перестает сравнивать своего персонажа. Например, спина нашего героя такая же широкая, как и у лошадей. Передвижение ног было тяжелым, и автор показывает это шарканьем сапог. Так же Гоголь выделяет, что ноги Человека – Медведя живут своей жизнью и двигаются вкривь и вкось. Одежда у Михаила Семеновича Собакевича была медвежьей и даже цвет на это указывал – буро – малиновый. Его одежда была не по его размеру, она была намного больше, чем сам Собакевич. Видно, его портные не хотели или боялись шить одежду под его размеры, ведь скорее всего через маленький промежуток времени она будет ему мала.
Схожесть с животным не только отражалось в фигуре и одежде Михаила Семеновича, но и в его чертах лица, как и в целом в лице. Его лицо описывается как изготовленное из топора изделия, причем явно, что изготовитель, а точнее мастер не был в это деле настоящим профессионалом. Если бы была работа настоящего и искусного матера, то черты лица приобретали тонкие и красивые черты, было бы больше тонких деталей, а в лице нашего героя нет ни красоты, ни четкости. Шея помещика почти не двигалась, и голова его сидела крепко без всяких излишних движений, как это обычно бывает у других людей. При разговоре он не мог смотреть собеседнику в глаза из-за неподвижности шеи. Чаще всего Собакевич смотрел либо на угол печки, либо на дверь.
Собакевич был неповоротливыми, ходя среди толпы, он расталкивал всех и при этом никого не замечал. Такая манера поведения была не только из-за его неповоротливости. Такое поведение уже установился у него как образ жизни.
Вариант 2
Каждый помещик губернии имеет свои особенности. Образ Собакевича в произведении «Мертвые души» показывает, как существенны детали облика. Фигура богатыря, схожесть с медведем, огромные размеры помогают осознать характер главного героя.
Первое ощущение, которое происходит при встрече с персонажем, –это медведь. Увидеться в жизни с животным, редко кто желает. Тут в произведении также. Чтобы ярче представить облик помещика, писатель дополняет одну очень важную деталь. Медведь среднего размера. Зачем принижает автор рост персонажа? Причин может быть несколько:
— указать приземистость человека;
— снизить стать и величество;
— сделать менее представительным.
Невысокий рост помогает понять обделенность характера героя. Он не вырос настоящим великаном, не стал таким, как мог бы. Человек углубился в себя, вглубь, стал беспокоится только о своем богатстве, может именно по этой причине и не наделен статью и величеством.
Писатель не устает поражать аудиторию сравнениями. Со спины герой похож на жеребца. Спина большая, «как у вятских приземистых коней…». Ноги напоминают колонны, они большие как у великана. Колонны чугунные и неподъемные. Ноги двигаются с шарканьем обуви, габариты которых уже не часто можно увидеть на просторах родины. Ступни перемещаются по необычному направлению: криво и косо.
Цвет гардероба как у косолапого – темно-коричневый. Рукава костюма длинные, штаны длинные. Будто портнихи опасались сделать одежду меньше на размер, зная нрав Михаила Семеновича.
Лицо будто вырублено топором, причем не опытным мастером, а человеком без опыта: пару махов по дереву и лицо сделано. Если бы над ним работал творческий человек, то, возможно, дополнил бы изящных деталей и красоты, тут такого нет. Над лицом Семеновича трудился исключительно топор.
Писатель дает образный портрет создания лица героя. Цитаты облегчают восприятие: «хватила топором раз – получился нос, хватила второй – получились губы». Глаза формируют крупным сверлом. Природа не обтесала полученное, так и выпустила в мир.
Шея еле поворачивается, голова расположена крепко на плечах. Этим автор обозначает привычку общения мужчины. Он мало смотрит на того, с кем общается, взгляд уводит в сторону: угол печи или дверной проем.
Нет у Собакевича на лице эмоций, он сравнивается с Кощеем Бессмертным, который утаил самое драгоценное так глубоко, что до него ничто не доберется. Даже если и были какие-то рассуждения в душе героя, то до лица это не добиралось. Необычен и оттенок лица – «горячий, каленый», похож на медный пятак.
Герой неповоротлив, он идет через людей, не замечая никого, из-за этого постоянно наступает на ноги, толкается. Наступить на ногу – не привычное действие, модель поведения, это позиция жизни. Он отжимает из людей то что ему нужно, не размышляет о том, что будет с человеком. Для него не существует правил этикета и культуры, основанных на почтении.
Нескладный медведь изменяется, когда ощущает рядом добычу. Облик дополняется дополнительными характеристиками. Собакевич становится схож с прирученным зверем, который умеет вести себя перед присутствующими. Таким персонаж показан при встрече с Чичиковым: учуяв заманчивое предложение, он быстро встал из кресла и приступил к усаживанию гостя.
Главный герой обличает класс помещиков с умершей душой, проданной за копейки для набивания ненасытного живота.