В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов показал Григория Александровича Печорина как очень противоречивого мужчину. Этот герой создан своей эпохой. Непонятно, он подлец или несчастный человек.
Бэла, Грушницкий, княжна Мэри, а также контрабандисты пострадали по его вине. Он отлично осознаёт, какую роль сыграл в их несчастьях и казнит себя за это.
Противоречие проявляется, когда Григорий Александрович говорит доктору Вернеру, что не является его другом. Но затем, он рассказывает ему о своих неприглядных поступках и просит его стать секундантом.
Григорий Александрович смелый, а ещё он не дорожит ни чужой ни своей жизнью. Поэтому в день дуэль с бывшим другом он безмятежно готовится к этому судьбоносному событию. Когда тот промахнулся, мужчина спокойно указал на то, что необходимо перезарядить его мушкет, ведь в него не положили пулю. При этом он не желает гибели молодого человека. Вызывая Грушницкого на дуэль, он желал лишь испугать того. Но вместе с тем, пожелал таких условий, что остаться в живых должен один. Другой, даже при несильном ранении непременно оступится и упадёт со скалы.
Характер у главного героя был труден и неоднозначный и в отношении с противоположным полом. Ему нравилась Бэла, но с течением времени она начала вызывать у него тоску. Он связал бы свою жизнь с Мери, но почему-то побоялся оскорбить Веру. Отношения с той, которую он любит, были сложными. А ещё он пытался одновременно встречаться и с Лиговской, и с Верой.
Печорина был привлекателен для женщин. Но он относился к ним равнодушно. Главный герой легко влюбил в себя Мери и отнял её у Грушницкого, который был его товарищем. Но затем он начал демонстрировать ей своё равнодушие. Эта ситуация принесла ей много страданий.
Главный герой повести полагает, что все люди сами вершат собственную судьбу. Но иногда он утверждает, что некие события предопределены судьбой.
Григорий Александрович осознаёт неоднозначность своего характера, но не может его исправить. Он не видит смысла в своём существовании. Ему ничто не доставляет радости. Печорин может лишь страдать сам и делает несчастными других. Он иногда ненавидел себя за проявленную им жестокость и сравнивал себя с вампиром. В то же время он презирал тех, кто провоцирует скандалы. Его сознание как будто делится на две части. Одна из них совершает необдуманные действия, а другая просто смотрит на это и презирает его.
Вариант 2
Григорий Александрович Печорин — главный герой романа «Герой нашего времени». Михаил Юрьевич Лермонтов показал его как сложного человека и цельную личность.
Григорий Печорин сослан на Кавказ, но вырос и учился в Петербурге. Ему надоело светское общество с его лживостью, поэтому он не прочь провести время вдали от столицы. Здесь он знакомится с множеством людей, с ним происходит множество событий. Некоторые его поступки противоречивы, непонятны.
С первых страниц герой кажется читателю несколько эгоистичным и циничным. Он влюбляется в Бэлу, похищает ее и обижает. Его обращение с девушкой характеризует его как равнодушного человека. Однако, Печорин не сохраняет своей холодности, когда узнает о смерти Бэлы. Он переживает и осознает свою роль в ее трагической гибели. Печорин не желает больше вспоминать этот эпизод своей жизни.
Далее Печорин рушит жизни и других людей. Это и Максим Максимыч, и Грушницкий, и Мери, и Вулич. Особенно сильно противоречивость характера Печорина выражается в отношениях с Верой. Вера — это единственная женщина, которую Печорин любил. Они не могли быть вместе. Во время их свидания Печорин кажется более чувствительным и эмоциональным нежели в других эпизодах.
Отношения с Грушницким — некоторое подобие дружбы. Печорин несколько насмехается над своим новым товарищем. Ему противен напускной лоск Грушницкого, его фальшивый романтизм. Печорин, убив друга на дуэли, несколько сожалеет о его смерти.
Если обобщать, то можно сказать, что все повествование оставляет впечатление о Печорине как о человеке циничном, равнодушном, эгоистичном, самовлюбленном. Казалось бы, такой человек не должен отличаться критичностью, в том числе и по отношению к себе. Увы, это не так. Печорин всю жизнь анализирует свои поступки, чувства, мысли. Он анализирует свой каждый шаг. Офицер думает о своей миссии на этой Земле, о своем предназначении. Печорин погружен в себя. Казалось бы, такая глубина никак не вяжется с его оболочкой.
Противоречивость Печорина выражается и в том, что он отдаляет от себя людей, но сожалеет о своем одиночестве. У него нет друзей, так как он всех их оттолкнул. Он понимает, что не прав, но не может изменить свои ошибки. Печорин хочет одного, но поступает так, что получается совсем обратное. Он действует так, чтобы его цели не были достигнуты. Печорин приводит себя к совершенно другому результату, обратному тому, на что он рассчитывал.
Сочинение-рассуждение 3
Мне кажется, что этот образ противоречив во всём! С самого начала говорится, что этот герой мерз, когда на улице было жарко, а когда холодно – наоборот. Вот уже противоречие! Но самые большие проблемы в его чувствах и разуме.
Противоречие в том, что ему нельзя было воровать Бэллу. Этим он создавал и ей, и себе проблемы. Отношения между русскими войсками и местным населением от этого тоже ухудшались. Но Печорин, понимая, что поступает плохо, всё-таки ворует Бэллу. И дальше кажется, что любит её – приучает её к себе, пытается растопить её холодность, усмирить благородный гнев. И когда он добивается своей цели, Бэлла влюбляется в него, он теряет к ней интерес! Разве это не противоречие? Можно сравнить с тем, что человек учился водить, хотя ему было очень трудно – ничего не получалось, денег на бензин не хватало… но он всё преодолел, научился, сдал теорию и практику, а когда получил права, расхотел ездить. Зачем всё это было? Но не ездишь ты – твои проблемы, а тут живой человек пострадал, погиб. Она из-за него погибла, а ему даже было неприятно на неё посмотреть. Он просто боялся своих чувств, просто боялся. Опять противоречие, ведь вроде и военный человек, а такой трусливый.
Противоречие и с Мэри происходит. Опять Печорин знает, что её не любит, что она ему совсем не нужна, но начинает прямо интриги плести, чтобы она заинтересовалась им. Он такой психолог, прилагает столько сил (с этим ковром, с обедами), просто чтобы доказать что-то себе. И смеётся над своим наивным приятелем, который на самом деле любит эту девушку. Или в истории с контрабандистами, тоже ему спокойно не жилось.
Печорин зачем-то делает гадости, от которых плохо просто всем. Он и сам плохо к себе относится из-за этого… И другие его не любят и не уважают. Даже терпеливый Максим Максимович презирает его после такого равнодушного и жестокого отношения к Бэлле. Печорин противоречив, нелогичен… Думаю, что у него просто много времени, достаточно средств. Если б меньше было энергии, он бы не думал о том, как сделать плохо другим. Может, захотел бы найти своего человека, родного и близкого. Наверное, нужен был такой человек, к сожалению, разрушитель. Мало ли рождается странных людей… Главное, что он ни себе хорошо не делал, ни людям. От этих противоречий страдал он сам не меньше других. Хочется верить, что это просто персонаж Лермонтова, что в реальной жизни не так много таких несчастных людей.