Писатель является одним из выдающихся русских литераторов и общественных деятелей, признанный советской властью диссидентом, в результате чего много лет провел в местах лишения свободы, а после хрущевской оттепели был вынужден эмигрировать за рубеж под давлением органов безопасности, угрожающим его жизни, вернувшись лишь в конце двадцатого века по приглашению Президента России Бориса Ельцина.
Творческая деятельность писателя условно подразделяется три периода, первый из которых приходится на 50-е годы 20 столетия и представляет собой тайное писательство в виде беллетристских рассказов. Второй период творчества писателя представляет собой создание публицистических и автобиографических произведений и захватывает временной промежуток с середины 60-х годов XX века и до начала 70-х. При этом публицистика писателя включает в себя художественно-повествовательную прозу, литературно-критические и политические сочинения, а также позитивно-рекомендательные произведения. Третьим творческим периодом, начавшимся с 70-х годов и закончившимся уходом писателя из жизни, является время написания эпического романа под названием «Красное колесо».
Художественными методами, используемыми писателем при создании собственных сочинений, являются формы реализмоцентризма и гносеологоцентризма, выражающиеся в изображении реальности происходящего и крайней степени соответствия историческим фактам, которые с точки зрения писателя подчеркивают адекватную форму постижения жизненной правды.
Литературная деятельность писателя во многом посвящается глубоко интересовавшей его тематике об истории Октябрьской революции, Первой и Второй мировых войнах, а также описанию периода репрессий в стране, который он переживает и в собственной жизни. Наиболее яркими и значимыми произведениями по данной проблематике являются роман «Архипелаг ГУЛаГ», роман-эпопея «Красное колесо», повести «Люби революцию», «В круге первом», рассказ «Один день Ивана Денисовича».
Творческие работы писателя характеризуются отличительной особенностью в виде изображения масштабных эпических сцен, а также использования в качестве персонажей произведений реально живших людей, скрытых под вымышленными именами.
За многочисленные заслуги в области литературной деятельности писатель имеет разнообразные награды, а также становится обладателем Нобелевской премии по литературе.
Вариант 2
Наверняка, каждый человек, старше 14 лет, слышал о писателе Александре Солженицыне. Он появился в русской литературе в эпоху «оттепели», когда в стране началась реабилитация жертв политических репрессий. Сам Александр Исаевич тоже прошел через лагеря и тюрьмы, а 8 лет провел в самом известном – ГУЛАГе. Да, в 1956 году он был реабилитирован, но опыт исправительно-трудовых работ в местах не столь отдаленных оставил отпечаток на его личной и творческой жизни. Именно Солженицын, своими повестями, открыл «дверь» в новую литературу 60х годов XX века.
Творчество писателя начинается с рассказа «Один день Ивана Денисовича». Уже с первых строк становится понятно, что в произведении речь пойдет о жизни заключенных и репрессированных. Солженицын ведет повествование о самом обычном дне «зека». Писатель описывает все до мельчайших подробностей, да так, что после прочтения, можно почувствовать даже каким был тот лагерный воздух. Александр Исаевич в красках рассказывает о питании лагерных заключенных, об их одежде и быте в целом. Шухов хорошо относится к соседям по «шконкам», ведь многие заключенные – это образованные люди, были в его окружении даже профессора. Но вся «соль» в том, Иван Денисович тот человек, который получит несправедливое политическое обвинение и отбывает срок «ни за что». Именно этот рассказ первым раскрыл глаза советских людей на «закулисье» репрессий.
Солженицын не останавливается на одном произведении и продолжает тему лагерей. Он пишет роман «В круге первом. Действие происходит на «объекте номер 8», автор описывает жизнь заключенных Марфинской подмосковной «шарашки».
Но одним из главных шагов в творчестве Александр Исаевич делает тогда, когда начинает писать главное произведение своей жизни – «Архипелаг ГУЛАГ». Автор ассоциирует название книги с маленькими лагерями-островками, разбросанными по всему Союзу. Чтобы произведение получилось правдивым, Солженицын лично встречался с заключенными и репрессированными. Он по крупицам собирал историю, описанную в трех томах. Юристы, писатели, искусствоведы, даже те, кто когда-то лично знали «вождя» — вставали и ложились по приказу надзирателя, становились робами. Но они адаптировались, чтобы выжить. Автор не стеснялся и не боялся рассказывать обо всех ужасах Сталинского террора.
Именно это произведение стало рукописным памятником всем тем, кто смог одержать победу над репрессией и тем, кто навсегда остался на лагерной земле. Солженицын изучал документы и статистику двадцатилетней давности, записывал все рассказы очевидцев. Можно сказать, что это не просто художественное произведение, но еще и историческое.
Но были у Александра Исаевича произведения, не затрагивающие «тюремные» темы. Одним из таких был рассказа «Матренин двор». Автор повествовал о судьбе женщины, ведущей размеренную и праведную жизнь. Матрена Григорьевна старалась помогать всем жителям деревне, иногда даже в ущерб личным потребностям. Всё, что у нее было – это коза, кошка, несколько комнатных цветов и тараканы за печкой. Солженицын раскрывает детального портрета героини. Он показывает тонкости ее характера. В отличие от своих односельчан она была не скупа, не думала день и ночь о благосостоянии и деньгах.
Если говорить в общих чертах, то Солженицын писал о народе. Он анализировал социум и исследовал особенности русского характера. Александр Исаевич писатель, который не терпел лжи. Солженицына не возможно было подкупить, а нравственная сторона его личности была на высоте. В его прозе сплетаются документальные и автобиографические моменты, из которых складывается все творчество писателя, основанное на правдивых фактах.