Тема Петербурга в творчестве и жизни Гоголя сочинение

Важное место в жизни и творчестве Н.В. Гоголя занимал Петербург. В столицу будущий писатель переехал в возрасте 19 лет. Город на Неве произвел на Гоголя большое впечатление: широкие проспекты, освященные фонарями, торжественные здания, пышные витрины магазинов. Блеск, шум, суета и красота северной столицы наложили неизгладимый след на творчестве Гоголя. Пожалуй, одним из первых Петербург предстает в своем гоголевском обличии в “Вечерах на хуторе близь Диканьки”. Здесь Северная столица — место исполнения самых заветных желаний, город объятые чудесами, слепящим светом фонарей, стуком, цоканьем копыт, свистом несущихся карет. Это и город сказка, и фантастический город мечты.

Однако переезд в Петербург не осуществил надежд молодого писателя, а скромного дохода едва ли хватало на жизнь. Гоголь работал чиновником, пробовал поступить в театр, занимался литературными исканиями. Служба не приносила писателю радости, напротив, с каждым днем он все больше и больше разочаровывался в городе-мечте. Стать актером писателю не удалось, единственным путем к саморазвитию для него осталась литература.

Северная столица в произведениях Гоголя приобретает не только реальные черты, но и фантастические, порой уродливые и страшные. Это город, которые ломает и уродует судьбы маленьких людей. Но никто не замечает этого, Петербург равнодушен настолько же, насколько равнодушны и его жители.  Именно таким город на Неве показан в ряде повестей Гоголя, которые в последствие были помещены в один сборник. Всех их объединяет место действия и общая тема маленького человека.
В Петербурге возможно все. Нос, отделившись от лица владельца, начинает вести свою самостоятельную жизнь. Он не хочет возвращаться к майору Ковалеву и с призрением относится к его чину. А загадочный портрет старика способен и вовсе оказывать магическое влияние на судьбы людей. Именно он становится виновником сумасшествия художника Чарткова и бед случившихся в семье другого художника-самоучки. В повести “Шинель” главный герой чиновник Башмачкин, заветной мечтой которого была покупка новой шинели, начинает мстить после своей смерти за те несчастия, которые испытал при жизни.
Петербург — город контрастов, где за богатством скрывается нищета, а за пышностью и красотой — уродство. Невский проспект — одна из самых красивых и широких улиц Петербурга. По ней путешествуют люди разного достатка, статуса, чина: это нищие, купцы, горожане, чиновники. Но писатель призывает не верить Невскому проспекту, ведь на нем происходят самые страшные случаи. Он рассказывает историю художника Пискарева. Однажды тот встретил на Невском проспекте женщину и последовал за ней в надежде познакомится. Ее наряд отличался красотой и изяществом, и сама она была молода и очень привлекательна. Однако преследование незнакомки привело Пискарева в неожиданное место. Оказалось, что женщина занималась “нехорошей работой”. Вскоре Пискарев сошел с ума от неразделенной любви к незнакомке и покончил жизнь самоубийством. “Все не то, чем кажется” — предостерегает Гоголь своих читателей.
Так разительно отличается Петербург раннего и позднего творчества Гоголя. В “Вечерах на хуторе близь Диканьки” город на Неве ослепляет свой красотой, пышностью, торжественностью. В “Ревизоре” и “Мертвых душах” появляется реальный образ Петербурга, где здания, как исполинские великаны, нависают над обывателями, где жизнь трудна и изменчива.
Вариант 2
Петербург, известный и особенный русский город, на всем протяжении жизни и творчества писателя является для него ярким образом идеального места, отличающегося приятной атмосферой и особым состоянием.
При этом при первом знакомстве писателя с городом в юношеские годы Петербург первоначально представляется в качестве безжизненно серого и тусклого места по сравнению с солнечной Полтавской губеринией Российской империи, где родился и провел детство писатель. Тем более в своих мечтах писатель представляет город в виде уникально, притягательного, гипнотического, душевного места. Однако практически через год писатель уже имеет четкое представление о Петербурге, завораживающим и притягивающим литератора.
Город настолько захватывает писателя, что упоминания о нем содержатся практически в каждом гоголевском произведении, выступая в качестве яркого и наиболее важного сюжетного мотива, при этом описание Петербурга на протяжении жизни писателя является достаточно реалистичным. Например, город изображается таким, каким писатель его видит в юношеские годы: возглавляемый царицей, исполняющей мечты, либо в качестве призрака, вобравшего в себя и невиданные чудеса, и негативные моменты, не имеющим четких границ и очертаний.
Следует отметить, что в некоторых произведениях писатель представляет Петербург как город, в котором властвуют чиновники, бюрократы. При этом в данных описаниях писатель всегда использует сатирические приемы. Кроме того, писатель раскрывает и внутренние противоречия города, который представляется, с одной стороны, гигантом-деревенщиной, а с другой стороны, пустым, бездуховным, грязным.
Писатель отмечает, что жизнь Петербурга происходит в соответствии с собственными созданными законами, который являются пафосными, наигранными, отдающими фарсом. Кроме того, с точки зрения писателя, петербургская жизнь не является постоянной, поскольку характеризуется регулярными изменениями и переменами, а порой и происходящими парадоксами в сочетании фантастики и обыденности, красоты и уродства, богатства и нищеты.
Таким образом, писатель всегда стремится изобразить город в качестве многогранного и невероятного места, которое вызывает не только восхищение и уважение, но и тоску, и грусть. Поэтому в одних произведениях писателя Петербург предстает как серый, холодный, тусклый и грязный город, а в других изображается в качестве пышной и величественной столицы государства. Писателю, одному из многих литературных гениев, удается сделать акцент на двойственности северной столицы, подчеркивая не только его холодную красоту и величие, но и демонстрируя равнодушие, мрачность и отсутствие интереса к судьбам его жителей, включая маленьких людей.
Соответственно, Петербург занимает и в жизни писателя, и в его творчестве немаловажное место, при этом, несмотря на контрастность и иллюзорность города, оставаясь для писателя одним из самых любимых мировых городов, в который он возвращается неоднократно.
Сочинение Петербург в жизни и творчестве Гоголя
Тема Петербурга отражалась явно во многих произведениях русских писателей, которым не были безразличны красоты сего города. Период, когда творцы стали обращаться к этому городу, начал восприниматься и как нечто новое, где Петербург признавался новой столицей, символом светлого будущего России. Стоит учесть тот факт, что у каждого деятеля, который обращался к образу Петербурга, имел собственное отношение к непонятному городу. Именно поэтому русское сознание носило по отношению к нему двойственный характер. Одни считали это место дивным и чудесным, иные же видели в нем нечто негативное и отталкивающее. Однако великий писатель, славящийся своими прекрасными глубоководными произведениями — это Николай Васильевич Гоголь — решил внести в собственное творчество воплощение насущных проблем по поводу Петербурга. В блестящих рассказах и повестях: «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель» и другие, — писатель изобразил столицу, где ярко показалась нравственная суть населения.
Читая Гоголя, становятся ясно, что для него Петербург — некий город, что наполнен несчастными людьми, низкими чиновниками, которых кроме себя и собственного дохода, ничего не интересует. Зато, если обратиться к Невскому проспекту, то можно заметить виднеющуюся призрачную красоту улицы, именно она, как говорит Николай Васильевич, обманчива. Все внешние поразительные красоты не способны укрыть нищую жизнь, в плане духовном, большинства людей в городе, их переживания, трагизм. И предупреждает нас Гоголь: «не верьте этому Невскому проспекту!», ибо, как он считает, это «все обман, все мечта». Это мираж, от которого люди, ослепляясь, становятся несчастными, ибо после этих окружающих просторов открывается вся горькая правда. Жители несчастны, никакой красотой города это скрыть нельзя. Духовные калеки, самоубийство персонажа Пискарева, что был художником по профессии, печальное столкновение лицом к лицу с реальностью Петербурга. Повсюду царит пошлость, имеет ценность лишь денежные средства да социальный статус.
Большую неприязнь сей город имеет к «маленькому человеку». Подобную тему эту начал ещё когда-то Александр Сергеевич Пушкин, затем подхватил и Гоголь, что тревожился над такой проблемой. В его «Записках сумасшедшего» раскрывается несправедливость господствующего устройства. Вокруг одно безразличие и беспощадность, обман да жестокость, ложные ценности. Все это способно свести человека с ума…
Слишком трагична судьба у героя Николая Васильевича — Акакия Акакиевича, являющегося простым жителем Петербурга. В нем канцелярская служба, что по сути своей наполнена полной бессмысленностью, загубила любую живую мысль. Основная задача персонажа — приобретение новой шинели. Он мечтал о вещи как о любимом человеке. И не стало предела счастью Акакия Акакиевича, тогда он получил заветную вещь. Однако нахлынувшее счастье оказалось мимолетным, ибо к ночи его ограбили. Беда в том, что никто не решается заметить перемены в жизни главного героя, окружающие безразличны и переживаниям персонажа. И, оставшись в одиночестве, он покидает этот мир…  И причина его ухода из жизни не болезнь, а равнодушие и бесстрастность окружающих…
Так, Петербург у Гоголя — это тот городок, в котором существует соединение фантастического и реального. Необычные случаи, странные происшествия… Все это непривычно, непредсказуемо… Город может унизить человека, доминировать над ним…
Примечательно то, что квинтэссенция всего изложенного заключается в том, что Петербург в творчестве Николая Васильевича играл важную роль, потому как все тревожные мысли и мучающие вопросы Гоголь изложил на бумагу. И читатель, что решается открыть для себя подобного писателя, должен быть готовым к жестокой правде и волнующих душу истин.
«В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное, величественное», — говорил Герцен. Так оно и есть!

Оцените статью
Smart-pixel.ru