Сперанский является выдающимся деятелем эпохи правления императора Александра I из династии Романовых. Его государственная деятельность приходится на Отечественную войну с Францией, поэтому в романе-эпопее «Война и мир» Сперанский обязательно должен был присутствовать. В произведении он описан в качестве второстепенного персонажа.
На время войны Сперанскому было около сорока лет. Толстой описывает Михаила Михайловича как высокого, лысого мужчину со странно белым лицом и руками. Также Толстой указывает на зеркальные глаза, которые не допускали собеседника к себе. Так как глаза – это зеркало души, можно сказать, что никто не знал, что творится в душе этого человека, потому что никто не мог понять его взгляд.
Сперанский говорит негромко, не торопится излагать свои мысли, но притом он говорит очень уверенно. Он четко выговаривал каждый свой слог и договаривал каждое слово и был уверен, что его слушают. Кроме того, он всегда излагал свои мысли просто и ясно, без витиеватых фраз.
Сперанский смеется фальшиво, аккуратно и невесело. Это вызывало у князя Андрея неприятные чувства каждый раз, когда он слышал смех этого персонажа.
Сперанский был из простых людей. Его отец был священником. Этот факт глубоко оскорблял чувства Андрея Болконского, который считал его недостойным держать в своих белых нежных руках судьбу Российской империи.
И потому, что Михаил Михайлович был из простой семьи, ему тяжело давался французский язык. Несмотря на это, он говорил на французском так же уверенно, как и на русском, хоть и медленнее.
В 1809 году у Сперанского в Петербурге у Таврического сада был свой небольшой дом.
Одной из главных черт характера Сперанского, которая, возможно и помогла ему стать видным государственным деятелем, это уверенность в себе, граничащая с самонадеянностью. Он никогда не сомневался в себе и Андрея Болконского привлекал в нем этот особенный склад ума персонажа.
К людям, окружавшим его, Сперанский относился свысока, с презрением и слегка снисходительно. А еще он совсем не умеет веселиться, гости на его приемах старались веселить себя, но атмосфера на таких собраниях царила тяжелая и гнетущая.
У Сперанского есть дочь, но он ведет себя с ней крайне неестественно, возможно, просто не умеет выражать свои чувства к ней лаской.
Несмотря на все отрицательные качества Михаила Михайловича Сперанского, он все же являлся выдающимся деятелем эпохи своего времени. Андрей Болконский не любил Михаила Михайловича, Сперанский не нравился ему как человек. Однако, князь считал его видным деятелем своей эпохи и говорил, что если и было сделано в это время что-то хорошее, то сделано это было именно Сперанским.
Сочинение Образ Сперанского
Лев Толстой, в силу своих убеждений негативно относился к государству. Это отразилось и в создании писателем образа одного из крупнейших деятелей России девятнадцатого века.
Сперанский показан глазами Андрея Болконского. Автор романа сразу подчеркивает холодный взгляд политика. Устами Болконского Толстой положительно отзывается о реформах ближайшего сподвижника Александра I, но называет их неосуществимыми. Главными мотивами Сперанского названо честолюбие и стремление к обогащению. Толстому, с рождения имевшему положение и большое личное состояние, видимо, было не понятно, почему сына священника так занимала карьера. Подчеркивается неискренний смех и фальшивое веселье Сперанского.
Граф говорит о его презрении к людям и превозношении себя над народом. Сперанский, действительно, не был идеалистом и не разделял своеобразной религии передовой интеллигенции девятнадцатого века, которой придерживался и великий писатель – преклонения перед простым народом. Толстой подчеркивает презрение к окружающим, которое, по его мнению, было свойственно реформатору.
Неприязнь, выражаемая в романе к Сперанскому, носит характер личной антипатии. С помощью художественных средств, прекрасного владения словом, Толстой пытается передать ее читателю. Останавливаясь на руках Сперанского, автор романа подробно описывает их, останавливаясь на пухлости, нежности и белизне. Внимание к этой детали внешности неслучайно. Именно в таких руках оказалась судьба России. Это не мозолистые руки труженика, который сначала полностью разрушит, и только потом приступит к возведению нового.
В доме Сперанского царит неестественно идеальный порядок. По мнению Толстого, таким же образом сподвижник царя хочет обустроить Россию. Цель Сперанского – сохранить существующий порядок ценой частичных улучшений. Однако при негативном отношении графа, большую часть жизни критиковавшего и разрушавшего существующее, к государству реформатор оказывается его противником. Сперанских прилагает усилия, чтобы спасти мир, чуждый идеалистам.