На мой взгляд, трагедия жизни Обломова заключается в его непригодности для этого мира. Как ни странно, но он тоже является в каком-то смысле лишним человеком, таким неустроенным и не пристроенным. Вероятно, он вполне мог бы стать юродивым или святым, если бы родился в иных обстоятельствах, созерцал бы не свои воспоминания, а ангельские миры и высшие сферы духа.
С другой стороны, он вполне мог бы стать простым забулдыгой, погрязшим в пороках. Собственно, в этом вообще трагедия не только Обломова, но и многих людей, которые в культурном, а, наверное, генетическом тоже, смысле являются русскими. Или, как минимум, просто так называются и живут в этой культуре.
Ведь Обломов на самом деле представляет собой типично русского человека. Много типичных, невероятно типичных свойств выводит Гончаров в Илье Ильиче. В этом во многом и вся Россия, от святости до греха совсем близкая дистанция и многие непрестанно совершают такое турне, мечутся, мучаются, мечтают, созерцают, бездействуют.
Конечно, эти слова будут банальными, но Штольц – европейский тип. Его трагедия тоже существует и она своеобразна, он тоже страдает, но сейчас речь об Обломове, который выступает и композиционно и по смыслу как антитеза. Обломов – типично российский созерцатель.
Есть ли в нем отличия от тех мужиков, которые в начале поэмы Мертвые души размышляют о том, куда доедет колесо? Вероятно, эта дистанция на самом деле не так велика. Подтверждение данному факту легко отыскать в отношениях Обломова со своим слугой, который ходит за ним тенью и понимает весь его характер, более того, в своих пороках и склонностях они близки.
Обломов только более утонченный и имеет больше возможностей. Его трагедия в том, что благодаря этим возможностям он просто застыл, все понимает и ничего не может сказать. Также во многом и российская цивилизация, русские люди, смотрят, а сказать не могут, иногда только пойдут, да своротят терновый куст, а потом снова: апатия, фрустрация, стагнация нации.
Если говорить более глубоко, то трагедия жизни Обломова, наверное, в том, что он не может полностью посмотреть на себя со стороны и вырваться за рамки уготованной ему судьбы. Однако, разве такова трагедия не практически каждого человека? Да Обломов не может выходить за собственные пределы, он ограничен тягой к комфорту и неким опасением внешнего, холодного мира, но также и практически каждый человек в итоге не особенно преодолевает собственную личность.
Вариант 2
Обломов Илья Ильич – человек, которого полностью устраивает его жизнь. По крайней мере, так нам кажется на первый взгляд. Его развлечения – это еда и сон. Он ничего не делает самостоятельно, никуда не выходит и для исполнения всех его прихотей под рукой всегда есть верный слуга Захар. Однако, Илья мечтает. Бездействует, но мечтает. И это хоть на секунду, но наталкивает нас на мысль, что где-то в глубине души, он надеется, что кто-то может его спасти.
Обломов пребывает в своей зоне комфорта. Так ему привычнее, надежнее и так не приходится подстраиваться под окружающих людей. Ему с раннего детства не давали и лишнего шага ступить, сделать лишнее движение или сказать свое слово. Возможно, именно поэтому Илья Ильич настолько ленив.
Жизнь главного персонажа в произведении Ивана Александровича Гончарова «Обломов» — обыденна, идеальна и абсолютно лишена одобрения кого бы то ни было. Быть безвольным растением, на первый взгляд, кажется удобным. Но вы только вдумайтесь, Илье Ильичу даже нет 32 лет, он молод и богат. И ко всему этому совершенно беззащитен, как ребенок.
Всего раз Обломову представляется шанс изменить свою жизнь, внести в нее краски и любовь. Илья знакомится с Ольгой, влюбляется и ради нее выходит в свет. Он даже начинает читать книги, которые она советует ему. Ольга становится для Обломова мечтой, недостижимым идеалом. Мысли о ней он складывает в свой «маленький мир» и отгораживается от своего счастья. И лично для меня является неожиданностью то, что нежелание выходить из своей зоны комфорта победило любовь. Илья Ильич не остается один, а начинает жить с женщиной, которая действительно подходит его образу жизни. Она не вторгается в его личное пространство, рядом с ней спокойно и совершенно не нужно менять свою жизнь. С ней не нужно ходить на балы, вести беседы или вообще совершать лишние телодвижения. С ней удобно.
Я не считаю главного персонажа плохим человеком, я считаю его человеком потерянным. Ведь найти смысл в жизни он так и не смог, как и не смог удержать свое счастье и покинуть свое замкнутое пространство.
Так в чем заключается трагедия жизни Обломова? Я считаю, что в нем самом. Его нежелание меняться и бездействие – главная причина такой жизни. Возможно, на его привычки и повлияло воспитание родителей, но свой главный выбор он в итоге сделал сам.