Рассматривая идею Раскольникова, бедного петербургского студента, который испытывает существенные душевные страдания по поводу того, что не может оплачивать собственное обучение и помогать женщинам в своей семье, которые влачат довольно жалкое, но гордое существование, мне вспомнился популярный кинофильм под названием Завтрак у Тиффани с Одри Хетберн в главной роли.
В этой картине главная героиня, приезжая в большой город молодая девушка, стремится всячески устроить собственную жизнь. Она довольно умна и особенно умела в практическом смысле устройства социальных связей и поиска выгодного положения.
Героиня Хетберн пользуется своей красотой и водит за нос богатых мужчин, на основе чьего состояния и собирается выстроить собственное счастье и стать в итоге способной покупать себе украшения в дорогом магазине Тиффани.
Эти истории могут казаться разными, но в кинофильме героиня проявляет довольно интересный интеллектуальный прием, всех с кем она общается, она называет «крысами», относится к ним пренебрежительно, как к людям, которым незаслуженно досталось их положение. При этом она ищет их благосклонности, не считая такое поведение безнравственным, и себя считает выше всех этих людей.
Раскольников тоже использует свою классификацию на «тварей» и «необыкновенных», к которым до поры относит и себя. «Твари», в его понимании, выступают как питательный субстрат для «необыкновенных» . При этом в его концепции тоже много сумятицы, начиная от неясности куда отнести Дуню, да Пульхерию Александровну и заканчивая тем, что он обнаруживает среди необыкновенных в итоге банальных убийц-лужиных.
Каждого из этих героев в итоге постигает разочарование. Героиня кино встречает очередного ухажера, которого хочет использовать для денег, а он сам оказывается умелым альфонсом, таким же как она. Раскольников, по сути дела, действует не более чем ради своей личной выгоды, да и, если отбросить все его душевные метания, просто не может распорядиться даже полученными деньгами.
Безусловно, через теорию Раскольникова Достоевский старался опровергнуть концепцию человеконенавистничества, превосходства одних людей над другими под надуманными предлогами, которые у людей, как ни печально, всегда и везде отыщутся. При этом, как видно на приведенном примере, он вывел, на мой взгляд некий вневременной тип человеческого заблуждения, который может менять формы со временем, но всегда остается только следствием оправдания безысходности, печальной попыткой выйти из трудной ситуации и оправдать свое поведение, способом жить за счет других, поиском только личной выгоды и тотальным себялюбием.