Тематика и вопрос судьбы в произведениях Лермонтова прослеживаются повсеместно. Так же и в романе «Герой нашего времени», судьба и злой, но справедливый рок и невидимая рука провидения позиционируется автором весьма фатально и трагически. Главный герой Печорин называет себя ни как не иначе, как «топор в руках судьбы».
Движимый темными силами всесильного фатума, он совершает все драматические поступки. Печорин наделяет свою роль и … особенными смыслами. Он не сожалеет о содеянном, а, напротив, самоутверждается среди окружающих его людей. Он несет кару, тем самым воздавая людям за содеянное ранее ими, он наказывает и забирает расплату. Он уже не обычный человек, он уже приближен к богу, и наделен мистическим ореолом, прежде всего, в собственных глазах. Тем самым, М.Ю.Лермонтов предопределил революционные идеи Ницше о «сверхчеловеке», которые появятся многими десятками лет позже.
Печорин, полу-человек, полу-бог, играет сам со своей судьбой, и, в то же время, обвиняет ее во всех невзгодах. Герой переживает по вопросу судьбы на протяжении всего романа, но именно в завершающей части под названием «Фаталист» раскрытие этой проблематики достигает своего апогея.
В повести «Фаталист» открывается понимание Лермонтовым понимание судьбы как неизбежности дуализма ангела и дьявола, жизни и смерти. Для этого появляется новый герой – Вулич, главный фаталист этого романа. Он решил сыграть в «русскую рулетку» и рискнуть своей жизнью, на славу фатуму. Он соблазнил Печорина на спор, что выстрелит сам себе в висок и они все увидят, каков будет исход. Шанс осечки был мизерный. Печорин, будучи разумным человеком, заверил Вулича, что тот идет на самоубийство. Тем же вечером, Вулич выстрелил в висок, и, невероятным образом, действительно вышла осечка. Но мистическим образом судьба «догнала» и его: он был убит в тот же вечер пьяным казаком.
Литературоведы утверждают, что Лермонтов преподносит судьбу и «злой Рок» в форме злой шутки темных сил над бессильными, крошечными людьми. Все герои в романе – трагичные персонажи, все они несчастны, и как будто подвержены преследованию злой участи. Черкешенка Бэла, которую похитил родной брат и отдал Печорину, княжна Мери Лиговская, которую он с целью издевки и унижения влюбил в себя, и также томится от несчастья и горя Вера, дама из высшего общества, которая пылает тайными романтическими чувствами, но ничего не в силах с этим поделать. Несчастлив самовлюбленный доктор Вернер, Грушницкий погибает на дуэли, распираемый своим честолюбием. И даже Максим Максимович, казалось бы, самый добродушный персонаж романа, все равно скорбит и печалится от всего, что происходит в мире, который его окружает.
Обращаясь к главному герою, Лермонтов делает вывод, что судьба его поколения печальна: дворянская образованная молодежь не могут самореализоваться, найти себе место и дело своей жизни.
Вариант 2
«Герой нашего времени»— произведение имеющее глубокий смысл, где помимо различных подтекстов присутствуют интересные моменты. В этом литературном произведении раскрываются проблемы, которые остаются актуальными и по сей день, даже современные люди задумываются над темой судьбы. В каждой части романа раскрываются какие —либо стороны проявлений судьбы.
Печорин размышляет о своих поступках и начинает осознавать, что многие качества его характера и то как он относится к реальности сформировались под влиянием внешних факторов. Он стал жертвой фатума потому что обстоятельства давили на него. Печорин считает, что дурные качества характера зародились в его душе нем потому, что это было нужно окружающим его людям. Герой романа был наделён скромностью, открытым отношением к миру, но все эти прекрасные качества трансформировались и он стал скрытным, злопамятным, завистливым мезантропом.
Печорин считает что в этом виноват злой рок, поэтому кажется себе «орудием возмездия», то есть мужчина оправдывает свои действия, позволяет себе вмешиваться в жизнь других людей и старается на них повлиять. Герой ощущает себя «камешком, который нарушил спокойствие гладкой поверхности воды». Однако благодаря силе воли и незаурядным качествам личности Григорий Александрович не смиряется с этим, пытается преодолеть то, что предписано провидением и стремится самостоятельно управлять своей жизнью.
Такое противоречие читатель может заметить в любой главе романа. В главе «Максим Максимыч» показаны попытки действовать и противодействовать судьбе, когда характер личности сформировался под воздействием давления окружающих его людей и чтобы, изменить обстоятельства придётся проявить силу воли. Становится очевидным тот факт, что судьбы людей различны, что многими индивидуумами правят инстинкты, а некоторые граждане становятся сильнее и выносливей даже при очень сложных обстоятельствах. Порою ход жизни тесно связан с чувствами, например влюбившись человек начинает стремиться к воссоединению к своей жизни с жизнью другого человека.
В том случае, когда начинается бездумное следование предписанной программе жизни, то это приведёт к проблемам, сложностями и неприятностям. Судьба это некая проекция жизни, которую предположительно душа должна проживать в материальном мире и за рамки предписанной проекции жизни тяжело вырваться. В романе главный герой попадает в переплетение реальности, и временами ему предоставляется шанс проживать определённый отрезок времени так, как ему хотелось. Не будь в романе столь непростого подтекста, то могла получиться интересная и насыщенная пьеса, где читатели могли бы прочувствовать всех героев литературного произведения.
Рассуждение по произведению
Если жизнь это последовательность противоречий между сердцем и разумом, то кто же тогда управляет человеком злой рок или он сам? Такой вопрос должен задавать себе главный герой произведения М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
Весь роман представляет собой группу историй, посвященных главному герою. Хотя это не полная его биография и многих данных о герое нет. Например, неизвестно, как он попал на Кавказ. Тем не менее у читателя есть много литературного материала, позволяющего оценить сложность и противоречивость его судьбы.
Сложные ситуации не делают Печорина сильным, не закаляют его характер. Не приводят к осознанию ценности жизни. Тем не менее его самоуверенность, вера в собственные силы, и даже пренебрежительное отношение к року, позволяют ему избегать гибели.
Отличным примером данного факта является его поведение перед дуэлью с Грушницким. Он думает: “Может быть, я завтра умру!”. Но эта мысль не тревожит его долго. Сам себе Печорин признаётся, что думать так смешно и крайне обидно. Такая самоуверенность в конечном счёте и спасает ему жизнь, в то же время приводит к гибели его противника.
Другим вызовом рока для нашего героя становится встреча с Вуличем, который тоже может избегать хитрых ловушек судьбы и кажется, что в нём заложена сила, влияющая на судьбу. Но вот как только, он расслабляется, то погибает он руки обычного, да ещё и пьяного казака. И выходит, что рок его всё же настигает. А окружавшие его люди говорят: “Так у него на роду написано”
Повлияло ли это на понимание предопределённости жизни Печориным? Думаю да. Сам он называет себя “топором в руках судьбы”. В романе он рассказывает, что все его неприятные черты характера являются результатом внешней среды. Он говорит: “Все читали на моём лице признаки дурных чувств, которых там не было; но их предполагали — и они родились”.
Таким образом, роль и место Печорина в обществе была запланирована средой ещё с далёкого детства. Долгие годы он, будучи ребёнком и подростком, шёл и развивался в этом направлении. Тем не менее будучи офицером, в тот момент когда мы с ним знакомимся, у него возникает желание выйти из того замкнутого круга в который он был помещён с детства. Поскольку достойных примеров перед ним не было, он действовал так как считал нужным в данный, конкретный момент времени.
Поэтому, все поступки нашего героя романа словно направлены на проверку теории может ли человек противится своей участи. Однако, такие рискованые испытания судьбой рано или поздно заканчиваются плохо, что и случилось с Печориным.