Сочинение Сны Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского (роль снов)

Сны в литературных произведениях носят символический характер. Особенно это хорошо прослеживается у Ф.М. Достоевского. Так, например, в романе «Преступление и наказание» такие сны снятся двум героям Родиону Раскольникову и Аркадию Свидригайлову. Оба этих персонажа являются центральными. Сны раскрывают суть их характера и являются голосом совести. Ю.Ф. Карякин, автор работ о творчестве Достоевского сравнивает сны с обнажённой совестью, которую ничем не успокоить и не заговорить.

Героя Раскольникова на протяжении всего романа посетило пять сновидений. Ему снилось: забитая лошадь, страны Африка и Египет, Илья Петрович, помощник квартального надзирателя, смеющаяся старуха-процентщица и смертельная каторга.
Сон про забитую лошадь раскрывает характер Раскольникова. Показывает его не однозначность. Во сне он видит лошадь, которую очень сильно избивает кнутом. Во сне раскольников жалеет бедное животное. Этот эпизод показывает противоречивость в характере молодого человека. В сновидении он переживает о животном, а наяву готовит убийство человека. Этот сон также является символом мира, в котором живёт только насилие, зло и страдание.

Незадолго до убийства старухи процентщицы Родиону снится сон про Африку и Египет. Ему снится оазис и золотой песок. Их принято считать символами очищения. Египет отражает поступок героя. Идёт сравнение с Наполеоном. Как известно, первый поход император совершает на Египет. Однако страна встречает Наполеона и его войско не дружелюбно. Войско поражает чума. Многие умирают. Император остаётся ни с чем. Так и у Раскольникова рушатся его большие планы. В конце своего похода на дело он разочаровывается.
Убив старушку процентщицу, студент не находит себе места. Он боится, что его поймают. В то же время он начинает раскаиваться в своём поступке. Раскольников впадает в лихорадку, жар которой, провоцирует у юноши ещё два сновидения. Первый сон — это сон о помощнике квартального надзирателя Илье Петровиче. Во сне Илья Петрович избивает хозяйку комнаты, которую снимал Родион. Из сна видно, что юноша не может переносить, когда издеваются над человеком. Даже если этот человек состоит из одних недостатков.
Во сне о смеющейся старухе Раскольников снова находится на месте преступления. Только в этот раз старуха смеётся над ним и всячески издевается. Молодой человек с ужасом убегает от неё и из её квартиры. Этот сон может говорить о том, что Родион, хотя и совершил чудовищное убийство, но морально к нему не был готов. В результате мучился. Он пытался сам себя уничтожить психологически.
Последний сон подтверждает искреннее раскаяние героя. Ему снится, что весь мир осуждён в жертву какой-то неизвестной смертельной болезни. Также этот сон опровергает теорию студента о том, что люди делятся на две категории: на тварей дрожащих. И на тех, кто право имеет. По сну получалось, что нет в мире чистых людей не внешне не внутренне. Из-за чего мир рушится. После такого сна юноша понимает не состоятельность своей теории. И признаёт, что лучше совершать искренние поступки, чем мудрствовать.
Второй персонаж, которому снятся символические сны — это Аркадий Свидригайлов. Герой в романе описывается как человек, которому надоела жизнь. Он мог быть способен как на благородные поступки, так и на циничные. За свою жизнь Свидригайлов совершил ряд преступлений. Он убил жену. Довёл до самоубийства оскорблённую им четырнадцатилетнюю девочку и собственных слуг. Сны отражают его подлую натуру. Благодаря снам, Аркадий осознаёт свою сущность. И она приводит его в ужас. Всего у Свидригайлова было три сновидения. Причём это были кошмары. И не просто кошмары, а такие, увидев которые, Свидригайлов переставал понимать, где сон, а где реальность.
Первый сон про мышь. Считается, что мышь это душа человека. А в христианской Европе маленький зверёк обладал разрушительной и злой силой. А если человек видел грызуна во сне, то такой сон предвещал беду. Возможно и гибель сновидца.
О Свидригайлове ходили разные слухи. Говорили о том, будто он совратил девочку-подростка. Однажды Аркадию снится сон о девочке-утопленнице. Именно после этого сна героя начинают терзать муки совести.
Последний сон был о пятилетней девочке, которая быстро превращалась в игривую женщину. Она была красива, и напоминала ангела. Однако это был лишь обман. В пятилетней девочке ярко отразилась похоть героя. И это серьёзно его испугало. А необыкновенная красота показывала двойственность характера. В нём сочеталось и доброе и злое. После таких снов, Аркадий Иванович чувствует себя опустошённым  и духовно, и физически. Он понимает, что не может больше так жить.
Таким образом, сны — это отражение действительности. В них раскрываются истинные характеры. Порой, сновидения показывают то, в чём люди не могут признаться даже себе.
2 вариант
В русской классической литературе такой художественный прием как сны используется часто и имеет большое значение для определения социально-философского стержня всего произведения.
К нему прибегали такие столпы мысли как Гончаров, Лермонтов, ну и, конечно же, сам Александр Сергеевич Пушкин.
Федор Михайлович Достоевский использует прием снов для более глубокого определения и раскрытия личности Родиона Раскольникова. Именно во сне будут сброшены все маски, и человек останется практически духовно-нагим перед читателем, проявить действительные свои мысли и чувства.
Первый сон показан в романе еще в пятой главе до убийства старухи. Раскольников видит свое детство, прогулку за руку с отцом. И вдруг спокойная идиллия нарушается молодым мужичком, погонщиком Миколкой, который забивает чахлую лошаденку, когда у той не остается сил, чтобы тащить воз. Не просто бьет, а продолжает зверства поленом.
Детская чистая душа Родиона всеми силами противится отвратительному образу погонщика. Этим автор подчеркивает связь между маленьким Родей и человеком, готовящим преступление.
Не случайно Федор Михайлович и называет молодого мужичка – погонщика из сна и красильщика, взявшего на себя вину Раскольникова, одним и тем же именем, Именем святого Николая чудотворца.
Весь дрожа, как загнанная лошадь, Раскольников лег на диван. И это определение не случайно. Достоевский дает возможность читателю понять, что Родион является и жертвой этого мира и своей сущности, равно как и палачом.
На протяжении всего романа сны Родиона Раскольникова показывали его отношение, развитие собственной теории индивидуализма.
Так, в последнем сне, уже на каторге, он больше грезит, а не спит, находится в полузабытье. И видится ему, что мир принесен в жертву страной моровой язве, где люди имеют только свое истинно верное мнение, превращаются в зверей и пожирают друг друга, вместо того, чтобы возделывать землю и заниматься ремеслами. Они становятся бесноватыми, как сам охарактеризовал их Родион. Мир гибнет в его сне, становясь полным хаосом и горя в огне.
Характерно то, что пропагандируемый Раскольниковым индивидуализм, в конце романа сам герой уже называет бесноватостью.
Именно во снах происходит анализ и переосмысление всех жизненных основ Родиона Раскольникова. К нему приходит осознание, что первоначальные его идеи противны душе и всему человеческому сознанию.
Сочинение Роль снов
Сны в «Преступлении и наказании» играют очень большую роль. В них сокрыты параллели с реальностью, которую проживают главные герои, их потаенные мысли и страхи. Также они полны символов, вместе складывающихся в единое целое; за ними скрыта суть романа Достоевского. Наибольшее внимание уделяется двум очень сложным с точки зрения психологии персонажам: Раскольникову и Свидригайлову.
Родион Раскольников видит на протяжении всего произведения пять снов. Первый его настигает после встречи с нетрезвой девушкой на бульваре. Он затрагивает детство героя и жизнь в родном городе, скучном и сером. Краски вокруг мрачные, лишь только местная церковь выделяется на унылом фоне. Особенно сильно она контрастирует с находящимся неподалеку кабаком, олицетворявшем в глазах маленького Родиона низшие людские пороки и зло. Их близкое расположение не случайно: тем самым автор хочет показать, что, даже когда человек сошел с верного пути, у него есть шанс найти искупление в религии.
Также в этом сне фигурирует убийство лошади кнутом. Сцена показывает, что отношение Раскольникова к насилию никогда не менялось. В глубине души Родион испытывает к нему отвращение, пусть и пытается выдумать оправдание своим планам на старуху-процентщицу.
Второй сон повествует о далекой Африке. Голубой оазис посреди пустыни — последний шанс на спасение, не только от жажды, но и от греха. Важную роль сыграло сравнение с Наполеоном, ведь его первые походы были на Египет. Как и тщеславный французский полководец, проигравший в первом бою, он не получит удовлетворения от совершения преступления.
Последующие сны Раскольникова выражают чувство его вины и тревоги из-за содеянного. В одном нам ним смеётся старуха, как будто сама судьба, заставляющая чувствовать раскаяние; в другом Родион становится свидетелем издевательств и не может их стерпеть. Оба эти видения показывают, что в герое до сих пор осталась человечность, мешающая смириться с произошедшим и желающая отыскать прощение. Пятый сон – кошмар, в котором мир погружается в хаос – окончательно убеждает Раскольникова в том, что важны не заумные теории, а не добрые и искренние поступки.
Свидригайлов тоже видит сны, которые постепенно раскрывают его внутреннюю сущность, спрятавшуюся за маской циничного подлеца, лишь изредка по внезапному хотению способного на благородство. Через них Аркадий Иванович видит, насколько он на самом деле ничтожный и слабый человек, предавшийся пороку и давно лишившийся шанса на спасение.
Образец 4
В своем социально-философском романе Достоевский очень хорошо показал, как соединяется реальность с подсознанием, используя различные художественные приемы. Как один из таких приемов, автор задействует сны Родиона Раскольникова. Описание сновидений героя дает нам возможность увидеть его подробный психологический портрет, его внутренние конфликты и душевные муки. Ведь именно во сне человек становится самим собой, говорит и думает без прикрас, действует так, как он хочет, в отличие от реальной жизни, где он скован социальными рамками и общественным мнением.
В течение всего романа Раскольников видит символические сны. В первом сне, еще до убийства старухи, он видит себя семилетним мальчиком, идущим с отцом за руку, мимо большого кабака. Это место и его шумные обитатели вызывали в нем отвращение и страх. Далее он видит, как пьяный мужик Миколка и другие усаживаются гурьбой в телегу, запряженную всего лишь одной тощей саврасой кобылкой. Бедное животное не может двинуться с места, а Миколка, обезумев от злости, начинает нещадно сыпать ударами по бокам кобылы. Остальные кричат и хохочут, а маленькому Родиону жалко кобылку до слез, и он смотрит на эти зверства в беспомощности.
Проснувшись, Раскольников испытывает ужас и омерзение от увиденного насилия, он рад, что это был всего лишь сон, но вместе с тем начинает задавать себе вопрос, как же он сам решится на жестокое убийство? Как сможет занести топор над головой живого человека, как будет скользить в теплой крови, грабить, а потом прятаться?
Накануне преступления, пребывая в болезненном состоянии, он видит еще один сон, в котором он будто находится в Египте, вокруг него золотой песок, голубая вода, красивые камни. Такая картина является полной противоположностью действительности, в которой он находится. Египетская пустыня символизировала собой новый мир Раскольникова, о котором он так мечтал и надеялся построить.
После совершения преступления он чувствует себя ужасно, впадает в беспамятство, и видит очередной кошмар: полицейский Илья Петрович почти до смерти избивает хозяйку квартиры, в которой живет Раскольников. Он слышит крики и вопли хозяйки, звуки ударов и хрипящий голос полицейского, выкрикивающий безобразные ругательства. От испуга его бьет дрожь, он понимает, что Илья Петрович придет и за ним, но ничего не может сделать, ни спрятаться, ни убежать, ни затворить дверь. Все его существо снова противится жестокости, тому, что сделал он со старухой, но разгоряченный мозг твердит о правильности его теории, что убийство-это естественное явление в жизни. Но этот кошмар показывает нам, насколько Раскольников боится быть пойманным, опозоренным, он понимает, что сотворил нечто страшное и необратимое.
В четвертом сновидении герой идет вслед за таинственным человеком, который подзывает его рукой. Он ведет его в квартиру процентщицы, а затем исчезает. Раскольников узнает это место, а затем видит и саму старуху, сидящую на стуле и прячущую лицо. Он хватает топор и начинает бить ее по голове, но удары не вредят ей, как бы сильно он не бил. Он заглядывает ей в лицо и видит, что она смеется, и люди в соседней комнате тоже начинают смеяться. Этот сон показывает, что его теория и попытки изменить мир смешны, что все было тщетно и бесполезно. Он убил людей просто так, ничего, кроме страданий он не получил, а только загубил свою жизнь.
Мы видим, как в самом начале подсознание главного героя пытается с ним говорить посредством первого сна, уберечь от ошибки. Но Раскольников игнорирует этот знак, охваченный идеей своеволия и принципом разделения людей на категории. Остальные сны тоже имеют важное значение, посредством их мы видим, что испытывает герой, как он мучается и борется с самим собой.
Сны Раскольникова и их значение в романе
«Преступление и наказание» роман великого русского писателя Ф. Достоевского. Это важный роман, поднимает сложные психологические и социальные темы. Автор писал роман с 1865 по 1866 год.
Сны Раскольникова, это очень важны в романе, они безусловно отображают, суть личности Раскольникова, его переживания, которые и толкнули его на преступление (на всю его судьбу).
Сон – это физическое состояние человека, когда человеческая активность значительна понижается. Мозг продолжает работать и происходит процесс бессистемного воспроизводства воспоминаний и страхов (тревог), когда человек спит он не контролирует «ход своих мыслей», мозг работает без сопротивления сознания.
В романе, множество и других символичных сцен, которые так же играют важную роль для смысла произведения.
Во время своего пребывания на каторге Достоевский, «сидел» не только с политическими «преступниками» но и с уголовными элементами. Многим из них было всё равно, они не раскаивались и охотно бы продолжили свои деяния, когда выйдут.
В середине девятнадцатого столетия, Александр Второй (наконец то) отменил крепостное право (рабство). Многие крестьяне став свободными не понимали что с ней делать, они не имели средств к проживанию и шли на дороги или в города, — грабить и убивать.
Но, были и другие, которые раскаивались и действительно перевоспитались на каторге.
Главная тема романа, ужасная бедность отдельно взятого человека (определённого слоя общества). Основную часть общества мало интересуют проблемы молодого и мучающегося молодого человека. И именно своим невниманием по сути толкает его на преступление. Раскольников безусловно виновен в убийстве старухи процентщицы, но общество виновно не в меньшей степени.
В первой части романа Раскольникову снится детство. Снится ему сон, когда он болен, у него температура, озноб.
Снится, его семья, потом отец. Далее снится улица, где находится кабак, куча хулиганов избивают маленькую лошадь, которая везёт телегу. Маленький Родион хочет заступиться, но ничего не получается. Её убивают, лежащую.
Этот сон как бы показывает, что насилие по отношению к живому существу противоречит его сути.
Во второй части романа (после убийства старухи) ему снится: какие-то странные и страшные звуки: дикие крики, вопли, звуки драки и т. д. Во сне Раскольников уверяет себя что убийство совершено верно, далее он просыпается.
Далее ему снится: он возвышается (выше) над толпой, однако люди смотрят осуждающе, и вот он видит, что старуха жива и смеётся над ним вместе с толпой.
Последний сон ему сниться на каторге. Сон показывает жестокость и мучения. Он видит до какой степени он ошибался и окончательно отказывается от своей теории (о праве на убийство).

Оцените статью
Smart-pixel.ru