Повесть М. А. Булкагова «Собачье сердце» повествует о трагическом эксперименте профессора Преображенского, заключающегося в пересадке гипофиза и половых органов человека собаке.
Донором органов стал Клим Чугункин — молодой человек, пьяница, добошир и развратник, имевший судимости. Именно его органы были пересажены дворняге по кличке Шарик.
Полученный организм, полученный путем скрещивания человека и собаки, стал именоваться Полиграфом Полиграфовичев Шариковым. Полученный искусственным путем организм пытается всеми силами походить на человека, он даже получает официальные документы и хорошую работу. Но поведение Полиграфа Полиграфовича говорит об его безнравственности и бесчеловечности: он много пьёт, хамит окружающим, соблазняет женщин. Профессор Преображенский и его помощник всеми силами пытаются перевоспитать Шарикова, но все попытки оказываются напрасными. В конечном итоге Полиграф Полиграфович доносит на своих создателей и даже угрожает застрелить их.
Преображенскому остаётся только одно — вернуть Шарикова в первоначальный вид, то есть провести обратную операцию. В конце повести Полиграф Полиграфович вновь становится обычной дворнягой по кличке Шарик.
В финальном эпизоде профессор произносит следующую фразу: «Наука еще не знает способа обращать зверей в людей». Эта фраза означает, что даже имея человеческий облик, документы и должность, безнравственное существо не может называться человеком. Шарик имел облик человек, он умел разговаривать, выражать свои мысли. Но можно ли назвать его человеком. Нет! Шариков — безнравственное существо, ведущее развратный образ жизни. Он не только не испытывает благодарности к своему создателю, а, наоборот, покушается на его имущество и обвиняет его.
Автор пытается донести до читателей мысль о том, что единственный верный путь развития — это эволюция, то есть плавные, постепенное изменения. Вмешавшись в физиологию, Преображенский совершает революцию. Булгаков своим произведением пытается показать, что любые вмешательства в природу опасны. Все должно идти своим чередом, человек не должен совершать эволюцию искусственным путем. Под ужасным экспериментом здесь подразумевается приход к власти большевиков, перевернувший не только русского человека, но и все общество, всю страну!
Вариант 2
Хирург Преображенский пересадил органы умершего человека собаке, соединив их в одно целое. Клим Чунгункин был бывшим уголовником, имел дурной нрав, обладал аморальными наклонностями. Именно эти черты характера и достались в наследство новорожденному Полиграфу Полиграфовичу. Новоиспеченный гражданин Шариков очень старался закрепиться в таком новом и незнакомом для себя статусе человека. Он искренне желал стать таким, как все окружающие его люди, но не как Преображенский и его помощник, а как «пролетарии».
Создатели Шарикова были шокированы его аморальным поведением, сквернословием, неуважительное отношение женщинами, постоянное хамство, алкоголизм, а также стремление захватить часть жилплощади в квартире профессора. Все это побуждает Преображенского вначале на педагогическую войну, а затем самую обыкновенную с Шариковым.
Все предпринятые попытки не привели к желаемому результату. Профессор принимает решение завершить эксперимент и делает обратную операцию. После операции пес возвратился к своему прежнему облику, так как без духовных ценностей человек не может быть полноценным человеком, именно это и отличает его от животного. Отказавшись от продолжения опыта профессор Преображенский показал, что человека, который утратил моральный человеческий облик эволюционировать невозможно. Шариков целиком унаследовал всеми моральными качествами Чугункина.
Под обратным превращением Полиграфа Полиграфовича в пса скрыто мнение автора о том, что нельзя насильственно создать искусственного детища революции. Профессору Преображенскому удается проникнуть в таинственные строения человеческого мозга, но разгадать все возможности данные человеку он не в состоянии. Творение, созданное самой природой поистине уникально и многогранно, поэтому разгадать его невозможно.
Идея, которую до нас донес автор заключается в том, что власть того времени пыталась проделать такого рода эксперимент над народом, снизив человеческие ценности, а затем искусственным «хирургическим» образом навязать обществу свои понятия о человеческих ценностях и морали. Ведь самый единственно верный путь развития человеческого общества — это эволюция, которой свойственны очень плавные и постепенные изменения. Автор своим произведением показывает нам, что вмешательство в природу чрезвычайно опасно, ведь всему свой черед, поэтому человек не должен искусственным путем совершать эволюцию.