Персонажи Д. Фонвизина служат для выражения основной мысли произведения. Семья Простаковых, вызывающая антипатию у читателя, не является исключением. Для реализации авторской идеи нужны именно такие герои, грубые и безнравственные невежды.
В семье царит матриархат. Вся власть над домочадцами, как и над несчастными крепостными, принадлежит своевольной, лицемерной и жестокой госпоже Простаковой. Её супруг давным-давно потерял право голоса и послушно исполняет роль подкаблучника. Сам он от природы достаточно ленивый, апатичный, слабохарактерный и недалёкий человек. Позиция жены ему очень даже удобна: он снимает с себя всякую ответственность, самоустраняясь даже от воспитания собственного сына. Не удивительно, что глава семейства не пользуется уважением у окружающих его людей.
Госпожа Простакова слепо подражает образу жизни своих предков. Потомственная дворянка видит смысл жизни в богатстве и праздности. Такую же судьбу она хочет обеспечить своему сыну. Для этого она готова пойти на всё, включая нелепую женитьбу на богатой наследнице. Она превратила своего отпрыска в изнеженного маменькиного сынка, который привык к тому, что любые его капризы исполняются. Шестнадцатилетний недоросль ведёт себя, словно ребёнок, и не собирается взрослеть.
Нравственным воспитанием Митрофанушки никто не занимается. Юноша, с малых лет видевший самодурство матери, перенял все её дурные качества. Он ленивый, упрямый и грубый, хамит собственной матери, презирает отца. Другими плоды «злонравия» быть и не могут. В семье Простаковых нет душевного тепла, взаимного уважения.
Молодой дворянин не испытывает тяги к знаниям и бездельничает, пользуясь отрицательным отношением своей родни к просвещению. Мать нехотя занялась «образованием» сына, когда возникла угроза для его беспечного будущего. О качестве получаемых знаний можно судить по сценам, в которых автор описывает занятия Митрофанушки с учителями.
Фонвизин показывает истинное отношение своих героев к образованию, которое не теряет актуальности и по прошествии сотен лет. И сегодня встречаются люди, которые учатся только ради наличия диплома об образовании, а не для собственного развития. Поэтому идея комедии «Недоросль» ещё долго будет знакома и понятна читателям и зрителям.
Вариант 2
“Недоросль” — знаменитая комедия Д.И.Фонвизина. Действия пьесы разворачиваются в доме семьи Простаковых.
Члены семьи Простаковых — центральные герои комедии. Это госпожа Простакова, властная, жестокая женщина, ее супруг — господин Простаков — робкий мужчина, во всем подчиняющийся своей жене и их сын-подросток Митрофан. В их доме царит неуважение, злословие и грубость.
Госпожа Простакова является главой семейства, ей все безропотно подчиняются. Она жестоко обращается с крепостными, это властная, грубая и малообразованная помещица. Так, в начале комедии она называет крепостного слугу Тришку “болваном” и “скотом”. Не лучшего отношения заслужила и кормилица и няня Митрофана Еремеевна. Женщина вынуждена не только выслушивать оскорбления со стороны помещицы, но и терпеть побои. Госпожа Простакова не уважает своего супруга. Она повелевает им как слугой, он же беспрекословно выполняет ее приказы. Господин Простаков — мягкий безвольный человек, он становится молчаливым соратником своей жены в ее злодеяниях. От побоев госпожи Простаковой не спасается и ее супруг.
Помещица быстро меняется в зависимости от обстоятельств. Со своими крепостными и супругом она обращается жестоко и грубо, с людьми, занимающими высокое положение, женщина любезна и услужлива. Госпожа Простакова — лицемерная лживая героиня. По своему подобию она воспитывает и сына Митрофана. Лишь с ним она проявляет лучшие качества своего характера: материнскую любовь и заботу. Митрофан же в свою очередь растет эгоистичным грубым человеком. Он также, как и мать, неуважительно обращается с отцом и слугами. Митрофан — малограмотен и ограничен. Герой не способен ни на какое хорошее чувство. Это бессердечный и черствый юноша. Он оскорбляет няню Еремеевну, которая воспитывала его с детства. Чтобы получить свою выгоду, Митрофан, как и госпожа Простакова, обнаруживает двуличность и лживость характера. Так он льстит матери, при этом не испытывая к ней ни любви, ни уважения. Вся грубость и жестокость Митрофана обнаруживается в последнем действии, где он отталкивает госпожу Простакову, говоря ей, чтобы она “отвязалась” от него.
Грубость и невежество царящие в семье Простаковых приводят к тому, супруги и их сын оказываются совершенно чужими друг другу людьми. В доме Простаковых не находится места настоящим теплым чувствам: любви, состраданию, добру.
Сочинение 3
Д.И. Фонвизин написал знаменитую комедию «Недоросль». В произведении события происходят в доме семьи Простаковых.
Члены семьи Простаковых являются основными персонажами комедии. Госпожа Простакова по натуре властная и жестокая дама, а её супруг робкий мужчина, который выполняет все её распоряжения. У них есть сын-подросток Митрофан. Их дом наполнен невежеством, злобой, грубостью, неуважением друг к другу.
Госпожа Простакова возглавляет семейство, ей подчиняются все люди. Она жестоко обращается к работникам, любит властвовать над другими людьми, фактически не имеет образования. В начале комедии можно наблюдать, что своего слугу Тришку она называет «болваном» и «скотом». Подобным образом она относится к кормилице и няне своего сына – Еремеевне. Женщина вынуждена терпеть унижения, оскорбления, побои. Госпожа Простакова постоянно оскорбляет и унижает своего мужа. Она отдаёт ему приказы, а он быстро и беспрекословно их исполняет. Господин Простаков производит впечатление мягкого безвольного человека, который становится соратником своей жены. Он помогает ей совершать разные преступления. От побоев Госпожи Простаковой не может спастись её супруг.
В комедии можно наблюдать, что помещица не всегда показывает истинные качества. Она быстро меняется в зависимости от обстоятельств. Со своими крепостными и супругом она обращается жестоко и грубо, но с людьми, которые занимают высокое положение в обществе, она приветлива и услужлива.
В действительности госпожа Простакова – лицемерная и лживая женщина. В такой же манере она воспитывает сына Митрофана. Однако, с ним она проявляет лучшие качества своего характера: материнскую любовь и заботу. Ради сына она готова принимать людей, которых не восприняла с положительной стороны. Информация о большом наследстве Софии толкает её на мысль о заключении брака. Ведь она видит выгоду от мероприятия.
В такой обстановке Митрофан растёт эгоистичным и грубым человеком. Он неуважительно относится к отцу и слугам. Митрофан не обучен грамоте и ограничен в развитии. У героя нет хороших чувств. Это бессердечный и жестокий парень. Он постоянно оскорбляет няню, которая воспитывала его с детства. Для достижения своих корыстных целей он берёт пример с матери, поэтому в нём просматривается двуличность и лживость характера. Вся его грубость и жестокость просматривается в последнем действии произведения, где он отталкивает свою мать, говоря ей, чтобы она «отвязалась» от него.
Грубость и жестокость, которые правят в семье Простаковых приводят к тому, что люди в семье оказываются друг другу чужими. В их доме нет настоящих тёплых чувств: любви, милосердия, сочувствия, сострадания.