Сочинение Роль природы и пейзажа в романе Герой нашего времени

В каждом литературном произведении несмотря на его жанр автор так или иначе вводит природу как фон перед которым разворачиваются события либо как героини истории. Роман Лермонтова Герой нашего времени не является исключением. В нем природные зарисовки имеют особое значение.

Читатель, несомненно, чувствует неравнодушное отношение автора к Кавказу. Ведь именно эти уголки дороги его сердцу. Койшаурская долина когда-то радовала глаз писателя в реальной жизни. Теперь читатель с наслаждением знакомится с этим местом на страницах произведения. Философские рассуждения автора произведения пересекаются с яркой палитрой цветов («зеленый плющ», «красноватые скалы»). По мнению Лермонтова, нет ничего прекрасней, как сплетение рек, напоминающих «серебряные нити». Читатель постепенно погружается в атмосферу героев, событий.
Иногда природа становится предвестником каких-либо событий романа «Герой нашего времени». Подобные элементы будто являются причиной будущих изменений, они помогают настроиться читателю на грядущие события. Так, например, встреча главного героя с Максимом Максимычем рисуется в воображении читателя такой, каков ее финал. Эту картину сопровождает отсутствие солнца, нагнетание туч, «серое небо». Все это подсказывало о приближении бури в природе и приближении неприятностей.

История любви Бэллы и Печорина необыкновенна, при этом читатель узнает о том, что чувства девушки безответны. А сущность ее требует любви трепетной, эмоций. В это же время яркие звезды водят хоровод, будто успокаивая, завораживая героиню, чувствуя ее настроение («бледноватый отблеск востока разливался по своду»).   
Природа, использование пейзажа в романе отражается на характере Печорина. Восприятие Григорием родных просторов, перемещение по ним на быстрой лошади – все это характеризует молодого человека как свободолюбивого героя с чувством достоинства, с необыкновенным отношением к природе, которая его окружает. Он искренне любит каждый уголок, где «шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа». Главный герой склонен к мечтательности, рассуждениям на фоне красивейшего ночного неба, на котором мелкие звезды мелькают так, что греют душу своим видом. 
Природа отражает глубину настроя, состояния Печорина, например, в день дуэли с Грушницким. Утро для него было необыкновенно ясным. Так, ощущая вероятность гибели он на мгновение начал дорожить жизнью.
Таким образом, пейзажи в романе Лермонтова в некоторых случаях раскрывают характеры героев, иногда становятся вестниками событий, зачастую создают атмосферу вокруг героев, становясь на некоторое время способом передачи переживаний героев. Но во всех случаях автор обращается к ней как одушевленному персонажу, обнаруживая между эпизодами из жизни героев и природными явлениями тонкую, но тесную взаимосвязь.
Вариант 2
Михаил Юрьевич Лермонтов в течении двух лет смог сотворить первое русское произведение в жанре психологического романа, отдельная роль в котором отдана природе. Тщательное описание местности писатель взял из своих воспоминаний и впечатлений от поездок по Кавказу.
В начале романа он нарисовал красивую картинку Койшаурской долины, чтобы читатель с первых строк смог проникнуться всем величием природы и настроением произведения. Горы, имеющие снежные хребты и обросшие плющом скалы в окружении деревьев, у подножия которых сплетаются две реки, помогают представить свой мир в разнообразных красках. Но не только представление местности несёт смысл описания четких очертаний природы.
В данном произведение окружающий мир олицетворяет внутреннее состояние героев и события. К примеру, туман и закат по приезду Максима Максимовича означало равнодушная и холодная встреча его Печориным, а красная луна стала предвестником смерти Вулича.  Описание из дневников Печорина играет отдельную роль. Благодаря этому мы можем раскрыть полный психологический портрет героя, понять его мышление и увидеть переживания. Его богатый внутренний мир сразу оценится в разнообразных  сравнениях природы, как чего-то неземного и непостижимого. Он умел радоваться и жить мелочами, замечая каждый цветок и запах, подаренными природой людям. К тому же, образ природы был ещё и олицетворением правды. Точность описания завораживает читателя с первых строк, даёт возможность увидеть все неровности и недочёты в описании в виде скал, обрывов, ветров. Правда же несёт тоже не всегда красоту и идеальность, иногда ещё несёт вред и боль. Многие литераторы так же находят смысл природы в романе как описание революционных действий в стране. Я же вижу в описании природы самого автора: непокорность, свобода слов и действий. Он пытался передать через природу свое мнение и вид на происходящее вокруг него. Порыв ветра и метель – для меня желание достичь полной свободы. Снег и холод – трезвый взгляд на происходящее. А вот луна – потери. Скалы и обрывы являются образов тернистого пути и падения к своей цели. С первых строк я виду автора и его цель донести к читателю свою мысль и правду. Но получилось ли у него это сполна?
Самая главная роль природы в «Герое нашего времени», по моему мнению, помочь читателям лучше охарактеризовать героев и их поступки, проникнуться событиями, а так же заставить задуматься о своих поступках, словах и мыслях.

Оцените статью
Smart-pixel.ru