«Прощание с Матерой» — произведение, созданное В. Распутиным в 1976 году и не утратившее своей значимости до настоящего времени. В нем подвергаются обсуждению связи личности с природой, проблемные исторические события и классическое столкновение села с городом. И в любом из этих насыщенных утверждений наиглавнейшей частью является среда обитания человека.
Естественная среда обитания в литературной работе приоткрывается в нескольких направлениях, но прежде всего, в представлении родной земли. Практически все жители Матеры, не хотят уходить с острова, так как для них это место — особенное убежище в огромном мире, которое создавалось веками. Они уважают и защищают родину, которая предоставила им всё для жизни. Подрастающее поколение, не работающее на земляных угодьях, хладнокровно оставляет Матеру, в отличие от «старух», культивировавших поля не одно десятилетие.
Для старого поколения этот клочок суши — сборник воспоминаний: в этом месте проживали их прародители, они лежат на кладбище, которое хотят спалить и затопить, чтобы возвести ГЭС, в этом месте содержатся обычаи, связывающие народ. Все это в целом — неповторимый корень, который существует в народах этой земли. Неспроста писатель подмечает, что символ Матеры «царский листвень», который санитары не нашли в себе силы ни снести, ни спалить. Дерево воплощает в себе божественное начало, находящееся в старшем поколении, которое невозможно уничтожить цивилизацией.
Основное действующее лицо произведения Дарья. Она тонко воспринимает надвигающийся конец Матеры. Ей обидно замечать, как из этого места исчезают молодые люди, которые таким образом предают свою родину. Они надеются найти хорошую жизнь в городе и совершенно не ценят родные места. Дарья видит незнакомую маленькую зверюшку — это Хозяин островка, который каждую ночь оббегает собственные территории и защищает всех обитателей данной земли. Он знает, что Матера будет уничтожена — не только, потому что ее погрузят под воду для ГЭС, но и потому, что молодые люди бросают родной дом ради городского благополучия. Хозяин соглашается со своей участью — поэтому его крик раздается в конце повествования.
В «Прощании с Матерой» писатель просит людей жить в согласии с первозданным миром и не утрачивать свою любовь к нему, ни к его истории. К великому сожалению, в современной жизни сделать это оказывается все сложнее.