В некоторых детских произведениях есть политически подтекст, первым писателем, который поднял политические вопросы в детской литературе, был писатель Джанни Радари, он в 1951 году написав сказку «Приключения Чипполино». В этой сказке он высказался против фaшизмa, в сказке он выразил свои мысли и надежды. Главными героями сказки являются овощи и фрукты.
Главным героем произведения является мальчик – луковка, которого зовут Чиполлино. Он непоседа, добродушный, наивный мальчишка. Он не умеет врать, всегда защищает слабых, выполняет все свои обещания и умеет искренне и верно дружить. Его голова имеет форму луковицы, а волосы представлены в виде зеленных перьев. Он был симпатичным мальчиком, никогда не плакал, зато мог других заставить пореветь, если потрясёт своей шевелюрой. Он плакал лишь раз, когда арестовали его отца, зато что тот случайно наступил на ногу барону Лимону. Но он приказал слезе убраться туда, откуда она выкатилась, и сидеть там и никогда больше не высовываться. Она его послушалась и больше не появлялась.
Мальчик отправляется в путешествие по стране, по пути борется за справедливость, и желает наказать всех злодеев, которые управляют страной. Ему по пути встречается несправедливость и бедность, простой народ прозябает в нищете и бесправии, а у богатых есть все, и они очень наглые и тщеславные, любят деньги и власть и не любят народ.
Мальчик помогал своим соседям, защищал от синьора помидора кума Тыкву. Он помог вернуть ему дом. Чиполлино легко заводит новых друзей. Когда его посадили в тюрьму, то он смог освободиться сам и освободил всех пленников, которых было много, в их числе был и его отец Чиполлето. Это удалось сделать потому, что он умеет дружить по – настоящему.
Маленького мальчика не смогли победить взрослые. Синьор Помидор бежал, вместе с графинями Вишенками. Барон Апельсин пошел работать на вокзал грузчиком, а замок графинь стал замком для детей.
Отношения между героями в сказке очень реальны. Все герои, хоть они и овощи или фрукты, описываются как люди с ногами, руками, в голове зреют мысли, а в душе чувства. Они умеют любить и дружить. Они отважны и преданны своим товарищам.
В сказке автор достоверно изобразил проблемы общества, того времени. Самым жестоким и деспотичным героем был принц Лимон. У него был приспешник, такой же злой и мстительный, синьор Помидор. Он жил в роскоши в своем замке.
У бедного населения был лишь один богатый друг, который был тоже ребенком, граф Вишенка. Над мальчиком издевались его же родственники.
2 вариант
Сказка Джанни Родари «Приключения Чиполлино» написана в 1951 году. Автор использовал один из наиболее популярных среди сказочников художественных приемов — антропоморфизм. То есть, наделил человеческими чертами объекты, не обладающим ими в естественных условиях. Это — овощи (простой народ), фрукты (аристократия), насекомые и животные-обитатели зоопарка (весьма сложные и остросоциальные персонажи, действующие в полной, не совсем детской, версии произведения).
Основная сюжетная линия — классовое противостояние угнетателей-фруктов и угнетенных овощей, начинающаяся с нелепого случая, из-за которого оказался в тюрьме отец главного героя Чиполлино — Чиполлоне. И в тюрьме глава лукового семейства (итал. «Cipollo» — лук) узнал, что томятся там в большинстве своем не преступники, а порядочные люди (то есть, овощи), которые по каким-то причинам оказали неугодны власти — Принцу Лимону, Сеньору Помидору (помидор — овощ, и в сказке — своего рода колаборант).
Практически все положительные персонажи в наиболее распространенной, детской, версии сказки Джанни Родари, — овощи. Они трудолюбивы, честны, порядочны. И страдают от «фруктового» угнетения. Показательна история Кума Тыквы, у которого Сеньор Помидор хотел отобрать дом. Фрукты же — средоточие отрицательных качеств. Они — или деспоты (Принц Лимон), или мошенники (Герцог Мандарин), или хамы и обжоры (Барон Апельсин).
Так сказать, личностными полутонами наделены обители зоопарка (Медведь, Слон, Обезьяна, Тюлень), но они фигурируют в полной, нечасто издаваемой версии сказки.
«Приключения Чиполлино» — произведение однозначно антитоталитарное и отражающее мировоззрение Джанни Родари как убежденного коммуниста. Потому силы добра, которые в итоге побеждают, у автора — овощи. Силы зла, участь которых в итоге — изгнание, тюрьма или навозная куча — овощи.
Средства, к которым прибегают овощи в борьбе за свои права, порой бывают весьма спорными (поливание противников вином из водометов, подвешивание их на несколько дней в лесу), но фрукты — просто отборные негодяи. Чего стоит одно описание любимого Принцем Лимоном фейерверка, когда стреляли… солдатами-лимончиками.
После выхода в свет сказка «Приключения Чиполлино» была воспринята на родине автора весьма прохладно при том, что на тот момент относительно молодой (ему был всего 31 год) Джанни Родари был уже довольно известен как журналист (руководил редакцией детского еженедельника «Il Pioniere») и как поэт. Значительно лучше сказку приняли в СССР, где она вышла в переводе Златы Потаповой под редакцией Самуила Маршака. Сказка была дважды экранизирована: в 1961 году вышел мультипликационный фильм, а в 1973 году — совестко-итальянский кинофильм. А в 1974 году композитор Карен Хачатурян, написавший музыку к мультфильму, представил на ее основе балет со знаменитым фруктово-овощным сюжетом.
Наверняка очень интересной была бы экранизация полной версии сказки, но кинематографисты пока не проявляют интереса к ней.