Главных героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» объединяет то, что они оба переступили закон. Соня, ради спасения близких, нарушила закон нравственный. Раскольников пошел на убийство. Оба мучаются, страдают. На этом их сходство и заканчивается.
Суровая правда жизни толкнула Соню на панель. Был ли у нее другой выход? Одно время она пыталась заниматься рукоделием, шила на заказ. Но, как поведал сам Мармеладов, один крупный чиновник не только не заплатил за шитье, но еще обругал и выгнал беззащитную Соню.
Голодные ребятишки, больная Катерина Ивановна, опустившийся отец – вот что вынуждает Соню принести себя в жертву. Но душа ее остается чистой. Вера и милосердие спасают ее от отчаяния. Как бы ни было ей самой тяжело, она не перестает сочувствовать другим людям. Ей жаль убитую несчастную глухонемую Лизавету. Узнав страшную тайну Раскольникова, она всю свою дальнейшую жизнь посвящает духовному спасению «заблудшей овцы».
Совсем другая правда жизни у Родиона Раскольникова. Он бедный студент. Письмо матери о том, что Дуня собирается «продать» себя высокомерному и нелюбимому Лужину, только подталкивает его к страшному поступку, который он задумал задолго до этого. Он не сомневается, что сестра собирается выйти замуж без любви ради него. Да, он хочет избавить сестру от этой сделки с совестью. Но это не главное. У него более возвышенная цель: очистить землю от таких, как старуха-процентщица. Он решил, что смерть всего одного человека откроет дорогу к достойной жизни многим молодым людям. Раскольников сам дает себе право на убийство, приравнивая себя в своей теории к таким людям, как Наполеон.
Если Соней движет стремление спасти родных от нищеты, то Раскольников хочет самому себе доказать, что он имеет право решать, кому жить, а кому нет. Теория его, даже частично воплощенная в жизнь, не приносит герою чувства удовлетворения. Значит его представление о правде оказалось несостоятельным. Через преступление нельзя никого сделать счастливым. Да и сам Раскольников признается позднее Соне, что убил себя, а не старушонку.
Бедная, запуганная Соня Мармеладова духовно гораздо сильнее Раскольникова, потому что ею движут не абстрактные идеи спасения всего человечества, а любовь к ближнему. Недаром он только ей признается в своем преступлении, перекладывая груз своих страданий на Соню. Она открывает Раскольникову глаза на бесчеловечность его теории. Именно с Соней он связывает свою надежду на возрождение, и она, с помощью любви и терпения, приводит Раскольникова на путь истинный.
Проблемы, поставленные автором в романе, актуальны во все времена. Каждый человек ищет оправдание своим поступкам. Только убийству одного человека другим, даже во имя высоких целей, нет оправдания. Это понимает Соня, и к этому, в конце концов, приходит и сам Раскольников.
Рассуждение
Произведение Федора Михайловича Достоевского имеет глубокий и философский смысл. Автор ведет рассказ от лица убийцы Раскольникова. Главный герой не так прост: он не простой преступник, который идет на убийство ради наживы. Здесь все намного трагичнее и глубже. Родион понимает, как жесток и несправедлив мир и возомнив себя чуть ли Богом, хочет понять сделает ли он мир добрее, если он применит силу в достижении своей цели. Раскольников долго думает и размышляет перед тем как совершить убийство и все же совершает его. Не сразу понимая, что не так-то и просто лишить человека жизни. А после мучается от того, что он оказался банальным человекам, а никаким не героем. Мужчина осознает, что, совершая добро любой ценой, он стал ничем не лучше любого преступника.
По настоянию Сони главный герой сознается в убийстве старухи, он ждет облегчения, но оно не приходит. Совесть не дает Родиону покоя, а это наказание, пострашнее людского осуждения и презрения. Подруга помогает осознать Раскольникову, что действительное наказание за убийство – это осознание, совершенного преступления и переживания внутри себя. А дорога к прощению самого себя лежит в искуплении.
Родион и Соня похожи, оба испытывают моральные мучения, так как преступили закон и свои принципы. Поэтому мужчина и делится с ней своей тайной, надеясь найти в Сонечке Мармеладовой союзника, который его поймет. Однако девушка другая, она преступила нравственные принципы не по воле ума, а для того, чтобы прокормить свою семью.
Соня жалеет героя с одной стороны, а с другой не может понять, так как она чтит христианские законы и девушке сложно принять как можно сознательно лишить другого человека жизни. Сонечка верит, что судьба всего рода человеческого подвластна, только Богу и больше никому иному.
Мысли Родиона чужды для нее, так как они противоречат христианским заповедям.
Девушка абсолютна уверена в том, что для искупления, нужно получить свое наказание, поэтому и дает совет другу сознаться в преступлении, хотя знает, что его за это ожидает каторга.
В книге автор верит, что мир возможно спасти с помощью единства родственных душ. Образ Сонечки представляет вариант народа с религиозными устоями, которые и направляют человека в жизни. Вера – это основа нравственности, к которой обращается главный герой, отбывая наказание на каторге. Правда Сони осуществляет победу, потому что она более гуманна.
Вариант 2
В центре романа Ф.М. Достоевского стоит лишь один основной вопрос: «Имеет ли право один человек лишить жизни другого?» Соня и Родион дают нам два совершенно разных ответа на него.
Соня вообще не считает себя в праве отвечать на этот вопрос. Для девушки, которая живет по божественным законам, ни один человек не может брать на себя функцию Бога и решать, кому жить, а кому нет. Родион, напротив, в силу возраста полон внутренних противоречий. Ему постоянно необходимо проверять границы дозволенного. Так отчаянно Раскольников стремится понять, существует ли сверхчеловек, что в итоге это приводит его к убийству.
Родиона решительно не устраивает его жизнь в нищете и ограничениях. Он считает, что для того, чтобы выбраться из этого ада, нужно нарушить существующие устои и создать свои правила. Соня же, напротив, полна покорности перед лицом судьбы. Она находится в еще более бедственном положении, чем Раскольников. Если бедному студенту из последних сил помогает его мать, то Мармеладова сама вынуждена спасать свою семью. Несмотря на то, что для этого приходится продавать свое тело, Соня считает что главное – это сохранить чистоту души, гармонию с самой собой и с Богом.
Родиону не дает покоя несправедливость окружающего мира. Это приводит к нескончаемым спорам между героями. Раскольников не способен принять того, что мерзавцы и негодяи оказываются на вершине мироздания и имеют право вершить чужие судьбы. А такие хорошие люди как он сам и Соня должны влачить жалкое существование. Соня же считает, что ни ей, ни Раскольникову никто не дал право судить других.
Персонаж Сонечки Мармеладовой с первых страниц вызывает сочувствие и сострадание у читателя. Несмотря на то, что то, чем она занимается, предосудительно и незаконно, девушка олицетворяет собой нравственный идеал этого романа. А Раскольникову понадобился долгий путь, полный ошибок, чтобы приблизиться к пониманию точки зрения Сони.
Вопросы, на которые пытается найти ответы Родион, будоражат умы и в наше время. Как далеко способен зайти человек в погоне за желаемым? Реальность говорит, что никаких физических ограничений нет. Но с каждым преодоленным внутренним запретом человек скатывается все ниже. Подобно тому, как катящийся с горы снежный ком набирает огромную скорость и не может уже остановиться сам. Раскольникову повезло, что на его пути встретилась Соня, которая не только словами, но и личным примером помогла ему остановиться и переосмыслить свою жизнь и нравственные идеалы.