Манилов — первый помещик, которого посетил Чичиков. Автор говорит, что характер Манилова изобразить очень сложно, так как герой, как и многие подобные ему, не отличается чем-то ярким и запоминающимся. Весьма примечательно, что Гоголь даже не дает помещику имени. “Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан” — так характеризует писатель своего персонажа.
О внешности Манилова в поэме сказано немного. Это был видный отставной офицер с приятными, но чересчур сахарными чертами лица. Герой улыбался заманчиво, имел белые волосы и голубые глаза. Манилов — приятный и добрый человек. Однако от него никогда нельзя было услышать никакого живого или заносчивого слова, казалось ничего не вызывало интерес помещика. Дома Манилов говорил очень мало. Свободное время герой посвящает пустым размышлениям и мечтам. Хозяйством помещик не занимался вовсе: оно шло само собой.
Деловая беседа с Чичиковым показывает беспомощность Манилова в хозяйственных вопросах: герой не знает ни сколько у него крепостных, ни когда была последняя ревизия. В доме Манилова вечно чего-нибудь недоставало. К примеру, в гостиной стояла прекрасная мебель, обшитая дорогим материалом, за исключением двух кресел, обтянутых простой рогожей. В некоторых комнатах и вовсе было пусто, хотя хозяин поместья давно планировал заставить их мебелью. Такое поведение характеризует Манилова как человека, привыкшего откладывать дела на потом. В имении помещика рядом с домом построена беседка с символичной надписью “Храм уединенного размышления”. Манилов — мечтательный человек, он строит грандиозные планы, но никогда не воплощает их. Свою беседку помещик называет “храмом” говоря о одухотворенности своих размышлений.
Манилов — скучный пустой помещик. Его рутинная однообразная жизнь похожа на зарастающий пруд, который медленно превращается в зеленое болотце. Внутренний мир помещика созвучен с пейзажем, открывающимся при въезде в его деревню. Господский дом находится на возвышении, открытом всем ветрам. Между крестьянских домов не видно никакой зелени: все выглядит пустынно и уныло. Довершением картины становится безотрадный светло-серый цвет неба, который подготавливает читателей со встречей с праздным сентиментальным помещиком, живущим в мечтах и размышлениях.
Вариант 2
Манилов является одним из помещиков, которых посещает главный герой произведения.
Персонаж представляет собой отставного офицера непонятного возраста, поскольку является и не старым, и не молодым мужчиной, находясь в самом расцвете жизненных сил.
Внешность помещика не является яркой и запоминающейся, однако отличается приятным видом с заманчивой улыбкой, белокурыми светлыми волосами и голубыми приторными глазами. Автором подчеркивается хорошая фигура помещика с внушительным ростом, то есть Манилов, с точки зрения писателя, является видным человеком. Гардероб помещика является добротным, однако, лишенным некоей изюминки, при этом характеризуя Манилова в качестве убежденного европейца. Главный герой Павел Чичиков подмечает, что помещик имеет не только приятный внешний вид, но и отличается добрым лицом и довольно сладкими манерами, речами и улыбкой.
Несмотря на это, во внешнем облике Манилова отсутствует жизненная жажда, огонь, характер, поскольку он не проявляет интерес ни к чему, помимо наслаждения от курения трубки и бессмысленных мечтаний, несбыточных планов.
При этом, автор отмечает, что персонаж Манилова является льстецом, болтуном, ленивцем со смешной аристократичностью, излишней вежливостью, приторной заботой и учтивостью.
По характеру Манилов является заискивающим с окружающими человеком, подстраивающимся и стремящимся к симпатии с их стороны. Однако в некоторых моментах герой проявляет скромность и деликатность, а также впечатлительность, молчаливость и задумчивость, а также доверчивость и наивность. Кроме того, при определенных обстоятельствах персонаж отличается отсутствием находчивости, поскольку легко теряется, конфузится при возникновении трудных ситуаций.
Отличительная черта Манилова заключается в его улыбке, которая является порой весьма заманчивой, символизируя его спокойствие в отношении жизненного существования, а также характеризуя нежного героя, находящегося в постоянном положительном настрое и безмятежности.
Расслабленность и лень Манилова приводят к упадку его родового поместья, поскольку крепостные крестьяне помещика постоянно его обманывают, воруют, увлекаются распитием алкогольных напитков.
Таким образом, Манилов изображается в произведении в качестве человека без возраста, проживающего свою жизнь в одинаковом ритме, нежелающего и неспособного изменить и собственно себя, и мир вокруг себя.