Для многих читателей герой непонятен, но ему свойственны не только отрицательные черты, но и положительные. В первой главе Печорин ведет себя низко, бессердечно, забавляется с жизнями других. Обманом увозит княжескую дочку на краденном коне ее поклонника Казбича.
Вскоре Бела надоедает, он бросает девушку. Даже в конце истории Григорий не чувствует своей вины после смерти несчастной, которую убивает разъяренный Казбич.
Во второй главе «Максим Максимыч» рассказ ведет штабс-капитан, который становится свидетелем встречи главного героя с его старинным приятелем. И вновь Печорин остается равнодушным: совершенно безразличен молодой человек к своему старому другу, не смотря на многолетнюю разлуку.
В третьей главе «Тамань» молодой человек чуть не погибает из-за своего свидетельства преступления. В момент покушения отчаянно борется за свою жизнь любой ценой. Не смотря на пережитое, остается таким же равнодушным к судьбам, опять нарушенным из-за его необдуманного вмешательства.
В четвертой главе «Княжна Мери» его характер наконец-то раскрывается более подробно. Мы наблюдаем такие черты, как коварство и холодный расчет. Он строит планы по обольщению девушки княжеского рода и о поединке с Грушницким. В итоге ломает ее судьбу, а Грушницкий умирает.
Григорий холоден ко всем, кроме Веры, с которой у них завязывается яркий роман. Супруг узнает о тайных встречах своей жены и увозит ее из города. Это событие рвет сердце героя на части, и он едет за ней, но оказывается уже слишком поздно.
Несмотря на жестокость и циничность, ему свойственны положительные черты. Даже его сердце постигла любовь. В этом эпизоде он раскрывается с совершенно новой стороны: как бы юноша не был холоден и циничен, он тоже человек, даже его не может обойти стороной это сильное чувство.
В заключительной главе «Фаталист» Печорин теряет жизненный интерес и желает умереть. Создается ощущение, будто он познал в своей жизни все. Он произносит: «И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно».
Противоречивость характера героя четко прослеживается в произведении, она возникла от борьбы чувств и разума, наиболее ярко это проявилось в период зарождения любви. Сам Печорин глупость своих поступков объясняет бесцельностью своей жизни.
Подробное описание
«Герой нашего времени» — первый в русской прозе реалистический психологический роман, в котором центральным персонажем является исключительный человек, страдающий сам и приносящий страдания другим. М.Ю. Лермонтов писал, что его герой, Григорий Печорин, — это собирательный образ, «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном развитии». Цель и идея произведения – показать сложного человека с различных ракурсов, превознося проблему личности над сюжетом.
Автор использует нестандартную нехронологическую последовательность композиции, чтобы показать противоречивость и неординарность внутреннего мира одинокой натуры героя. Печорин в разных ситуациях ведет себя по-разному, показывая положительные и отрицательные стороны своего характера, заставляя читателей задумываться: герой ли он или злодей? Стоит отметить, что роман написан в реализме. Для данного направления характерны герои, совершающие, как положительные, так и отрицательные поступки, каким и является центральное лицо вышесказанного произведения. В нем соединены два человека: «нравственный калека», у которого высохла лучшая половина души, и человек, желающий чувствовать и жить.
Глава «Бэла»: В первой главе произведения читатель знакомится с Григорием через рассказ Максима Максимовича, штабс-капитана, с которым когда-то служил главный герой. Старик относится к нему, как к другу и дает довольно положительную оценку. Печорин предстает перед нами загадочным, умным, обаятельным молодым человеком двадцати трех лет. По рассказу штабс-капитана, можно понять, что в целом наш герой соткан из противоречий. Именно в этой главе прекрасно показан эгоизм персонажа, который способен похитить молодую черкешенку, дочь местного князя, следуя жестокому желанию испытать любовь «дикарки», что, в последствии, приводит к страданиям и гибели девушки, ее брата и отца. Хоть живая душа героя и пытается пробиться сквозь скептизм в момент потрясенности смертью Бэлы, но уже тогда Печорин осознает свою разрушительную роль в жизни других. Максим Максимыч не осуждает за это своего друга, но не может понять и объяснить мотивов его поступков. Таким образом, в данной новелле Григорий показан читателям, как холодное и эгоистичное чудовище, недостойное счастья.
Глава «Максим Максимыч»: В данной повести автор знакомит читателей с внешностью героя. Цвет волос светлый, а усы и брови черные – «признак породы в человеке, как черная грива и хвост у белой лошади». Печорин опрятный, его образная меткая речь – его оружие. Походка героя небрежна и ленива, но он «не размахивал руками», что является признаком скрытой натуры. Глаза его «не смеялись, когда он смеялся! Это признак или злого нрава или глубокой постоянной грусти». При встрече с Максим Максимовичем спустя стольких лет Печорин холодно приветствует старика, «принужденно зевает», тем самым показывает свою гордость и незаинтересованность. Молодой офицер равнодушен, сух и скуп на проявление чувств. Его поведение кажется жестоким и несправедливым по отношению к штабс-капитану, который рад встрече со своим приятелем. Автор уже указывает на то, что его герой пуст, он тоскует в обществе, и даже беседа со старым товарищем не способна взволновать его душу.
Глава «Тамань»: Следующая глава является первой в фабуле произведения и третей по сюжету. Именно здесь показан ранний образ Григория, который живет, интересуется, ошибается. Так автор описывает, что герой еще в самом начале был способен на принятие своих ошибок и даже на сожаление к слепому мальчику. Печорин в тот момент времени пока еще любопытен и готов на приключения. Но случай с контрабандистами не делает из него доброжелательного человека, которого волнуют судьбы абсолютно незнакомых людей. Герой лишь искал новый способ развлечься и удовлетворить свое любопытство. Сам Григорий в данной новелле сравнивает себя с «камнем, брошенным в гладкий источник». Он точно также волнует и вторгается в судьбы чужих людей, не заботясь о дальнейших последствиях.
Глава «Княжна Мэри»: Четвертая глава представлена в виде личного дневника Печорина, где он хладнокровно судит и существует. В итоге все попытки разобраться в мотивах своих поступков превращаются в беспощадный самоанализ. Здесь в полной мере показана вся противоречивость натуры Григория.
Столкновение его природной и социальной стихий ведут к страданиям самого героя и окружающих его людей. Он играется с чувствами юной княжны Мэри, насмехается над своим другом Грушницким, вмешивается в жизнь замужней женщины исключительно ради веселья и удовольствия. В борьбе за внимание дочери княгини Лиговской побеждает, безусловно, Печорин, но Грушницкий, ограниченный и тщеславный, играет жалкую роль в этой истории и использует против своего соперника нечестные приемы. Попытки героя понять и занять себя приводят к разрушительным последствиям: Грушницкий умирает на дуэли, сердце юной Мэри безжалостно разбито, а девушка Вера, единственная любимая и по-настоящему любившая Печорина, покидает того навсегда.
Именно данная сцена показывает нам как трескается чудовищная маска цинизма и высокомерия молодого офицера, за которой прячутся истинные чувства и эмоции. Герой не может смирится с потерей единственной дорогой любви, волновавшая и понимавшая его. За дуэль с Грушницким его ссылают на Кавказ в дальнюю крепость, где как раз и разворачиваются события главы «Бэла». Главный герой считает, что человек счастлив, если подчиняет своей воле все, что возможно. Но чем больше он одерживает таких побед, тем больше страдает сам. Равнодушный Печорин холоден и жесток с людьми, использует их слабости для утверждения собственного превосходства, но в то же время остроумен, тверд характером, не стремится к карьере и обладает сильной волей.
Глава «Фаталист»: В заключительной главе Григорий Печорин как всегда холоден и внимателен к окружающим его людям. События в данной повести происходят в казачьей станице. Благодаря любви к вечному самоанализу, он хорошо разбирается в эмоциях и чувствах других. Настолько хорошо, что даже способен предсказать по лицу скорую гибель человека, что и произошло с офицером по имени Вулич. Легкомысленная шутка с судьбой и «русская рулетка» обернулись для него ужасной смертью: он стал жертвой пьяного казака.
Страстный игрок на последнем издыхании признал слова Печорина, произнеся: «Он прав!». Следует сказать, что в конфликте между ним и Григорием, последний вел себя сдержано и хладнокровно, поэтому можно сделать вывод, что того довольно сложно спровоцировать. Но наш герой все еще дерзок с судьбой и неосторожен со своей жизнью. Вслед за Вуличем он желает сам испытать удачу и решается на очень отчаянный шаг: идет в дом убийцы. Он пытается посмотреть на себя глазами «судьбы»: его поступки в этой новелле как бы неподвластны и непонятны ему самому. С другой стороны, для Печорина это является также своего рода развлечением, чтобы развеять скуку. Тем самым автор лишний раз подчеркивает, что жизнь героя пустая и бессмысленная. Он находится в вечном поиске занятных вещей, но даже они в скором времени надоедают герою. Он пользуется людьми, не скрывает своих намерений и не зависит от чужого мнения. Его забавляют попытки других задеть его; он одновременно свободен и одновременно скован в своих собственных мыслях. Герой не ценит жизнь свою и жизни других. Худший враг Печорина – он сам.
Вывод
Основное противоречие героя заключено в разладе его мечты с действительностью: стремление Печорина понять смысл жизни и истины, с одной стороны, и бесцельное паразитическое существование – с другой. Все его поступки, вся его лихорадочная деятельность – это попытка заполнить душевную пустоту. По характеристике В.Г. Белинского, Печорин является типичным представителем эпохи – «лишним человеком». Лермонтов использовал психологический анализ как средство для раскрытия многогранного и сложного характера героя, его внутреннего мира.
В то же время глубокое проникновение в психологию Печорина помогает лучше понять остроту социальный проблем, поставленных в романе. В произведении поставлена проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек несет несчастье другим, если только сам глубоко несчастен. Герой, не зная где применить свои силы, рассуждает: «Я иногда сам себя презираю!.. Не оттого ли я презираю других?» Он понимает свою ничтожность. Григорий хочет совершать добрые деяния и несет исключительно благие намерения, но его поступки не сходятся с ними, в последствии он постепенно теряет интерес к обществу. Недовольный своей бесцельной жизнью Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил?» Он понимает, что назначение его было высокое, но проявляет себя по-другому. Его характер – уникален и непонятен многим. Разные люди видят его и говорят о нем по-разному. «Одни почитают меня хуже,