Вся жизнь Николая Васильевича стоит неким особняком в русской классической литературе, творчество автора не стало исключением. Его произведения будто уносят читателя за грань привычного мира и погружают в неведомый, а иногда мистический мир, где живут герои его бессмертных произведений.
Первая книга автора под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» увидел свет в 1831 году. Сборник включает в себя повести и рассказы, с которыми мы все знакомы со школьной скамьи. Такие произведения, как «Майская ночь или утопленница», «Сорочинская ярмарка» «Ночь перед Рождеством» «Пропавшая грамота» раскрывают для читателя образы украинских девиц и парубков, благодаря этим произведениям мы узнаём чем жили люди в то время, знакомимся с их бытом и нравами.
Следующий сборник Николая Васильевича предстает глазам читателей в 1835 году и носит название «Миргород». В этот сборник вошли такие исполины Гоголевского творчества как «Вий», «Тарас Бульба», «Старосветские помещики» «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», в этой повести Гоголь демонстрирует своему читателю всю гниль крепостного права, обнажая корысть, бесчеловечность, цинизм помещиков, способных лишь на грязные склоки и живущих лишь с одной целью: набить потуже кошелек да желудок. Совсем с противоположной стороны писатель характеризует Тараса Бульбу, главного героя одноименного произведения. В этом запорожском казаке мы видим всю смелость, свободолюбие и справедливость украинского народа. Даже во время ужасной казни Тарас Бульба не думал о себе, он до последнего сохранил боевой дух и верность товарищам.
Комедийная пьеса «Ревизор» была закончена писателем в 1835 году и собрала в себе, как утверждал Гоголь всю бесчестность и лживость того времени. Хоть пьеса и была комедийной нашлись те кто назвал ее клеветой и произведением порочащим дворянство. Николай Васильевич не смог долго терпеть осуждение в свой адрес и уехал за границу, где пишет поэму «Мертвые души». Автор настолько изумительно сотворил образы героев произведения, что оно породило гневные настроения у сторонников крепостного права и нашла положительный отклик в душах многих других современников Гоголя. «Мертвые души» оказалась злободневной поэмой во времена автора и не теряет актуальности и наши дни.
Вклад Николая Васильевича Гоголя в развитие переоценить невозможно, его произведения любили наши бабушки и наше поколение читает его с тем же удовольствием. Порой они заставляют нас смеяться, порой грустить, да что скрывать, и страха мы натерпелись достаточно путешествуя по страницам Гоголевских книг.