По жанровой направленности произведение представляется реалистичной повестью, содержанием которой является описание прошедшей войны, людских судеб, основанных на действительных событиях.
Сюжетная композиция повести представляется двухчастной, основой которой является сопоставление двух главных персонажей.
Основная тема повести заключается в раскрытии цены человеческого выбора, жизни и смерти, в проблеме нравственного поиска и его последствий.
С точки зрения самого писателя, философская основа произведения строится на базе экзистенциализма, соответственно, человеческая жизнь выступает как иррациональное, непостижимое свойство для умственного понимания.
Сюжетное повествование представляет читательской аудитории двух абсолютно разных человека, оказывающихся в одинаковых жизненных условиях, одного из них ждет гибель, а второй остается жить, при этом оба героя являются обреченными.
Основное повествование рассказывает о вылазке двух солдат за продуктами питания для партизан. Героями повести являются двадцатишестилетний учитель Сотников, серьезно больной, и Рыбак, представленный в образе крепкого и здорового парня. Герои сильно рискуют, поскольку вокруг располагаются фашистские солдаты, однако существует острая необходимость доставки в отряд провизии.
Во время операции герои вынуждены принять бой с немцами, результатом которого становится их пленение. В плену мужчины подвергаются пытками, которые Рыбак не выдерживает и соглашается на сотрудничество с фашистами, а Сотникова казнят.
Отличительной особенностью повести является описание сцены казни Сотникова, который умудряется выбить подпорку из-под своих ног самостоятельно, поскольку не желает, чтобы это сделал его бывший товарищ.
Несмотря на сохранение собственной жизни путем предательства товарищей и родины, Рыбак осознает, что его жизнь закончена, и он лишен отчизны, поскольку его поступок является не спасением, а вечной пыткой.
Главный герой повести изображается автором в качестве морального ориентира для читательской аудитории и будущих поколений, примером нравственной стойкости, выбравшим собственную гибель, а не предательское существование.
Смысловое значение произведения заключается в ответственности каждого человека за совершенные поступки не только перед обществом, но и перед собственной совестью, даже посредством отказа от дальнейшей жизни.
Вариант 2
Война — что это? Слово из пяти букв или игрушка судьбы человечества, что может с завидной легкостью сломать жизнь миллионам простых людей, разбить вдребезги их мечты, разрушить семьи. Война — это самое страшное, что может быть.
В повести «Сотников» каждый герой становится перед выбором ценностей: чести, совести или личной жизни. Кто-то принимает решение в зависимости от силы обстоятельств, второй — через безысходностиь, третий — за невозможности что-либо изменить, четвертый — через ужас за свою кожу.
Особенно хорошо отражена проблема нравственного выбора в образах лясинскага старосты Петра Качана, партизан Сотникова и Рыбака.
Партизаны отправляются в деревню на поиски пищи для отряда. Один из них, а именно, Сотников простужен. Такие отношения к здоровью вызвали целую цепочку событий, которые привели к трагическому финалу.
Когда герои заходят в дом старосты и узнают о том, что тот прислуживает полицаи, то относятся для него максимально отрицательно. Но Петр был по жизни человеком добросовестно, всегда отвечал за свои поступки и быть старостой в деревне согласился, чтобы не прислали какого жестокого пришельца, который насмехался бы из бедных односельчан. Петр жертвует собой, чтобы спасти маленькую еврейку Басю, потому что ему нечего терять. Он прожил несколько десятков лет достойной жизни, поэтому может принести себя ради других. Петр делает выбор в сторону пользы молодого поколения, но, к большому сожалению, Басю это не спасает от ликвидации.
Ослабленный болезнью, Сотников оказывается непреклонным в середине и остается таким в памяти читателя. Сначала он находил в себе силы на борьбу, но после очередной травмы понял, что жизни ему никак не сохранить. Все равно умрет ли от зарождения, или завихнецца в горячке. Одно прочно сидела в голове: он не станет предателем, не продаст Родину, пусть убивают, но он не предаст. Поэтому выбор Сотникова можно оценивать как невозможность сделать иначе. Не давал героический пример отца-военного, который ни за что не простил бы измену. Поэтому, подобно Петру, герой решает все взять на себя и сказать полицаи, что ранил одного из них он, что ненавидит фашизм, пусть его расстреляют, а других не трогают. У героя все внутри горело от злости, потому что хорошо поняв, что его смерть станет безразличной случайностью и никого не спасет. Герой приходит к выводу, что наибольшую пользу он сделает, если принесет себя в жертву.