В рассказе «Матренин двор», созданном Александром Исаевичем Солженицыным в 1959 году, показана нелегкая судьба самой обыкновенной русской женщины, трудолюбивой и отзывчивой, всегда готовой прийти на помощь другим людям. Однако односельчане абсолютно не ценят главную героиню произведения Матрену, считая ее неумной и бесхозяйственной. Они лишь насмехаются над добросердечной крестьянкой и постоянно пользуются ее безотказностью.
Повествование ведется от лица человека, отбывшего срок заключения в исправительном учреждении. После освобождения мужчина приезжает в отдаленную деревню и начинает работать педагогом в местной школе, при этом он выбирает для проживания избу немолодой и одинокой Матрены Васильевны.
Рассказчик сразу же замечает, что женщина существует чрезвычайно скромно и бедно, не получая ни от кого никакой помощи. Колхоз даже не назначил Матрене минимальной пенсии, невзирая на ее усердный труд на протяжении десятков лет. Постепенно Матрена Васильевна посвящает учителя в обстоятельства своей жизни, он узнает, что она в прошлом потеряла шестерых детей, а ее супруг погиб на фронте. Теперь женщина пытается добиться пенсионных выплат, однако она уже давно болеет, и с каждым годом ее жизнь становится все более нелегкой и безрадостной.
Однако Матрена нисколько не утрачивает искренности, человечности, доброжелательности по отношению к людям, стремления помочь всем вокруг, причем абсолютно бесплатно. Жители селения относятся к Матрене Васильевне с нескрываемым презрением, поскольку она не держит даже поросенка и никогда не пыталась обзавестись крупным хозяйством или накапливать денежные средства. Сердечность и бесхитростность Матрены вызывают только ехидные улыбки на лицах ее соседей, которые никогда не забывают воспользоваться бескорыстием женщины в своих интересах.
Финал земного существования Матрены Васильевны оказывается трагичным. Она попадает под поезд, добровольно выразив желание помочь мужчинам перенести через железный переезд часть ее избы, горницу, которую крестьянка завещала Кире, своей приемной дочке. После Матрены остается весьма незначительное наследство, но сестры ушедшей из жизни женщины немедленно начинают делить небогатое имущество. Рассказчик с глубокой горечью замечает, до какой степени эти люди не понимали Матрену и не замечали ее порядочности, умения трудиться фактически без отдыха и по-настоящему любить землю, животных, людей.
Точно так же ведет себя и Фаддей, за которого Матрена Васильевна намеревалась выйти замуж в юности. Однако парень был призван в армию во время Первой мировой войны, и Матрена, не дождавшись его возвращения, стала женой другого человека. Фаддей так и не примирился окончательно с тем, что ему не удалось создать семью с Матреной, с тех пор он всегда относился к женщине холодно и неприязненно. Теперь на переезде вместе с Матреной Васильевной погибает и его сын, зять Фаддея может надолго потерять свободу, а пожилой мужчина думает только о том, как завладеть желанной горницей, не отдавая ее родственницам Матрены.
Автор прекрасно понимает, что многие сельские жители полностью разделяют мировоззрение Фаддея. Люди охвачены злобой, алчностью и завистью, для большинства из них имеют значение лишь материальные ценности. Они даже не задумываются над собственной душой, над такими понятиями, как милосердие, сострадание, желание помочь тому, кто в этом действительно нуждается.
Рассказчик делает чрезвычайно важный вывод о том, что именно Матрена, над которой все вокруг насмехались из-за ее безразличия к финансовой обеспеченности и готовности работать ради блага односельчан без всякого вознаграждения, была тем самым праведником, без которого, исходя из старинной поговорки, не может существовать село. Нельзя не понять, что жизнь немыслима без столь бескорыстных и неравнодушных людей, как героиня этого произведения, которые действительно являются основой человеческого общества.
Вариант 2
В рассказе, Солженицын погружает читателя в непростое послевоенное время. Главный герой после утомительных поисков находит свой уголок России. Измученному тюрьмой Игнатьичу вдруг попадается двор и дом старушки Матрены, в который он влюбился с первого взгляда. Игнатьич преподавал математику в школе, за это ему выдавали деньги и торф – он был выгодным квартирантом.
Хозяйка большой избы Матрена – была одинокой пожилой женщиной, муж ее пропал в войну, а шестеро детей умерли еще в детстве. Она много работала, чаще всего абсолютно бесплатно. Матрена обладала уникальным истинно русским характером: она была беззлобной, искренней, совестливой, умела подарить душевное тепло и никогда не жаловалась. В молодости она мечтала выйти замуж за Фаддея, но он долго не возвращался с Первой мировой войны, и невеста посчитала, что он погиб. Ей сделал предложение брат Фаддея, и она согласилась. После свадьбы с войны вернулся Фаддей и сказал, что убил бы обоих, если бы не любовь к брату. За свой поспешный поступок Матрена ощущала вину до конца жизни. Поэтому она сразу согласилась отдать часть своего большого дома в пользу Фаддея — раньше дом принадлежал отцу пропавшего супруга.
Часть дома разобрали и повезли в другой поселок, и Матрена помогала мужчинам в перевозке. Она мало чего боялась в жизни, но именно поезда она боялась всегда. При переезде через железнодорожные пути Матрена и еще несколько человек погибли. Из-за шума трактора и темноты они не заметили поезд, который ехал задом с выключенными огнями. Так нелепо, из-за жадности Фаддея прервалась жизнь Матрены. И погибла она, помогая перетащить часть дорогого ей дома – частицу себя. Автор дает четкое указание на взаимосвязь смерти героини с разрушением дома. Этот дом, пожалуй, и был тем, на чем держалась вся сущность Матрены.
Перед смертью жизнь у Матрены наладилась – ей выплатили долгожданную пенсию, она купила себе красивое пальто, новую телогрейку и валенки. Игнатьичу она сказала, что теперь она «покой повидала», после всех прошлых тягот. Как мало оказалось нужно Матрене для счастья!
Солженицын раскрывает в рассказе тему неблагодарности государства и людей. С героиней никто не считается, прося о помощи, а пенсию ей приходится буквально выбивать. Для односельчан она – чудачка, ведь она не ставит своей целью нажить побольше добра. Подруг у нее не было, но ее добротой пользовались все.
После смерти Матрены Игнатьич понимает, насколько ее не ценили. Он видит в ее личности чистые и светлые черты праведников, без которых невозможно ни маленькое село, ни огромная земля.