Молодость, как правило, дает человеку море сил и энергии, но при этом наделяет чрезмерным бахвальством и опрометчивостью. Подобное можно увидеть и в произведении. Слагал Вяйнемейнен свои песни о бытие и предназначении человеческом, жил в чащах Калевалы и нельзя сказать, что мешал кому-то своим существованием.
Как вдруг, когда он объезжал свои владения на санях, на него наехал молодой лапландец. Звали его Йоукахайнен. В отличие от умиротворенного старика, молодой человек был достаточно высокомерен, даже заносчив. Естественно, он не извинился и не уступил дорогу старшему, не признал его авторитет.
Тогда старец попросил его блеснуть своей мудростью. Но парень рассказал не полную бессмыслицу, но очевидные вещи, которые в пояснениях не нуждаются. Не удивил Вяйнемейнена, поскольку старец как-никак был создателем этого мира. Тем не менее, Йоукахайнен не желал признавать, что он в чем – то хуже пожилого человека.
Между ними возник конфликт. Что примечательно, победили не сила и энергия молодости, а острый ум и житейская мудрость Вяйнемейнена. Наглый молодой человек был повержен в болото, и чтобы не погибнуть, ему пришлось пообещать старику, что он отдаст ему в жены свою сестру.
В связи с этим возникает вполне логичный вопрос: «Что же сильнее? Молодость или опыт?». С одной стороны, у каждого возраста есть свои преимущества. Молодые люди никогда не смогут обрести такое умиротворение, такое высокое осознание, как пожилые. Но пожилые всегда будут уступать молодым в реакции, силе, ловкости, выносливости. Молодые полны новаторских идей, и, казалось бы, у них есть вся жизнь, чтобы сделать мечты реальностью. Но иногда ошибки мешают им на пути к цели. А вот старики знают, как и когда поступить, только вот годы уже не те, соответственно, что не свершилось — то уже вряд ли свершится.
Молодые красивы внешне, пожилые красивы душой и жемчужинами жизненной мудрости. Наверное, в этом смысл и ответ на вопрос. Молодость и старость равноценны, поскольку каждая веха человеческой жизни имеет минусы и плюсы. Что же касается победы, в данном случае, ее одерживает тот, на чьей стороне обстоятельства.
Йоукахайнен, увы, не смог конкурировать с Вяйнемейненом в плане осмысления. И, даже если бы он обладал большим умом, то все равно проиграл бы. Хотя бы потому, что перед ним не обычный старик, а родоначальник всего сущего.
Тем не менее, нельзя сказать, что последний всесилен. Как он ни старался, сестра Йоукахайнена никогда не смогла бы его по-настоящему полюбить. Так, что сложно сказать, были ли его действия хитростью и победой. Ведь существуют случаи, когда никакие деньги и никакая власть не могут расположить человека и принудить его. Невозможно быть милым насильно.
Вариант 2
Произведение является карело-финским поэтическим эпосом, в композиционную структуру которого входят пятьдесят рун в виде песен.
Основа произведения представляется карельскими народными эпическими песнями в обработке финского языковеда Элиаса Леннрота, связавшего их в сюжетную форму и сгладившего определенные неровности.
Калева является местом жительства Валева, представляющегося мифологическим родоначальником финских богатырей, которые иногда называются его сыновьями. Калева представляет собой страну, в которой проживает главный персонаж произведения, изображенный в образе Вяйнямейнена, о жизни которого и ведется сюжетное повествование. Помимо этого, в произведении упоминаются такие страны, как Похъела, Эстония, Россия, Швеция, Лапландия, а также реки Нева, Вуокса и водопад Иматра. В качестве городов в произведении упоминается лишь Таллин.
Растительный мир представлен в произведении березой, рябиной, ольхой, можжевельником, сосной, дубом, брусникой. Из млекопитающих в произведении используются лягушки, черви и змеи. Рыбный мир представляется в качестве лососевых, щучьих, окуневых представителей. Среди птиц автором произведения упоминаются орлы, лебеди, вороны, сороки, синицы, речные утки.
В качестве верховного бога в произведении представляется небесный Укко. Кроме того, важное значение отводится лесному духу Хийси и дьяволу Лемпо, которые, например, при ранении главного героя, отождествляются. Также в повествовании участвуют великаны турсы и водный дух, герои скандинавской мифологии.
Отличительной особенностью произведения является перемещение персонажей с использованием лодок в летнее время года и лыж в зимний период. Быт героев является традиционным, однако они в своей жизни применяют сауну и используют амбары. Домашними животными персонажей являются лошади, быки, свиньи, овцы, козы и собаки.
Мужчины в Калеве используют и в быту, и для защиты своих земель опоры, мечи, луки со стрелами.
Характерная особенность произведения заключается в полном отсутствии исторической базы, поскольку описание похождений богатырей носит чисто сказочный характер, а руны не имеют в своем содержании исторические столкновения карелов и других народов.
Смысловое значение произведения состоит в простоте и яркости изображения, глубоком и живом природном чувстве, высоких лирических порывах, здоровом юморе.