Центральным героем рассказа Л.Н.Толстого “После бала” является полковник Петр Владиславович Б. Вечерние и утренние события делят рассказ на две части, в каждой из которых дана характеристика отца Вареньки через восприятие главного героя.
Писатель знакомит читателей с полковником в первой половине рассказа: Петр Владиславович вместе с дочерью присутствуют на балу у губернского предводителя. Отец Вареньки предстает в образе статного, высокого свежего старика. Особое внимание автор уделяет обуви полковника: она не была пошита по моде того времени. Это были четырёхугольные без каблуков домодельные сапоги. Чтобы одевать и вывозить дочь на балы, полковник экономит на себе. Петр Владиславович — заботливый, любящий отец. На балу полковник танцует с дочерью, жизнерадостный, добродушный пожилой мужчина сыскивает уважение и одобрение гостей и главного героя.
Во второй половине рассказа снова происходит встреча полковника и Ивана Васильевича. Теперь местом повествования становятся не торжественно обставленные залы губернского дома, а поле со скользкой проезженной дорогой, окутанное в утренний туман. Вместе с обстановкой меняется и сам полковник. От добродушного улыбчивого военного не остается ни следа, теперь это жестокий, твердый полковой командир. Он следит за избиением беглого татарина, которого проводят через строй солдат, нещадно избивающего спину обреченного на смерть палками. Полковник твердой, подрагивающей походкой движется рядом с шествием. Он не только следит за наказанием, но им сам становится его соучастником. Один из солдат, по мнению офицера, нанес удар недостаточно сильно, за что пожилой военный избил его. Жестокость и злость отражаются на лице Петра Владиславовича, когда он видит главного героя, наблюдающего за шествием.
Образ полковника в рассказе “После бала” сложен и противоречив. Почему происходят такие изменяя в характере героя? Как из любящего, доброго отца Петр Владиславович превращается в жестокого, не знающего жалости и сострадания солдафона? Можно сказать, что полковник становится заложником суровой действительности времени, в котором живет. Он поступает так, как велит ему воинский долг. Герой не претворяется ни на балу, ни после бала. Он не считает себя плохим человеком. Сильное влияние на полковника оказывает среда: телесные наказания в эпоху правления Николая 1 были привычной нормой воинской жизни. Таким образом, жестокие нравы и устои не только калечат души и судьбы людей, но обесценивая моральные принципы.
Вариант описания 2
Писатель Толстой выбрал жанр, при котором он старался выстроить рассказ в стиле короткого повествования. Эта история основана на реальных событиях, можно отметить, что она помогает понять поступки и мысли людей.
В сюжете рассказа описана реальная история, которая повествует о том, что наблюдал центральный персонаж. Полковник в рассказе описан со слов Ивана Васильевича, а читатель анализирует характер человека через слава главного героя. При помощи разных эпитетов полностью раскрываются душевные качества героя. Противоречивые качества героя говорит о том, что его характер изменился после событий, отразившиеся ярко на жизни главного героя.
Полковник Петра Анисимович был сложной и таинственной личностью, которая могла выполнять обещания. Еще поступки начальника приводили к тому, что общество постоянно меняло о нем мнение. У него наблюдали манерность, но он галантно ухаживал за дамами, но порой возникали определенные трудности. Еще он обожал свою дочь. Полковник ограничивал желания, чтобы побаловать родную дочь. Он хотел, чтобы девушка была счастливой. Стоит отметить, что в поведении полковника происходят значительные изменения.
После бала герой превращается в другого человека. Когда он снимает красивый китель, приступая к выполнению обязанностей, то проявляются его внутренние качества, в которых нет положительных черт. Если человек не подчиняется его приказу, то он получает наказание.
Перед читателем возникает другой человек, который недавно нежно относился к дочери. Этими приемами писатель хочет отметить, насколько многогранным бывает человек, если он ведет «двойную жизнь». Ведь полковник, который отражен в первой половине рассказа, совершенно не сочетается с образом, отображенным во второй половине. Эти детали позволяют делать произведение оригинальным и правдивым. При помощи таких элементов читатель изучает характер героя, начиная относится к нему другим образом.
В результате получаем, что внешность бывает обманчива. На балу человек может выглядеть совсем иначе, чем в настоящей жизни. Внешность — обманчива, а праздник и простая жизнь отличаются друг от друга. Эти качества отмечает главный герой рассказа. Он оказался неспособен сопоставлять два разных образа полковника. Поэтому любовь главного героя к Варе сошла на нет, так как образ его отца произвел сильное впечатление на мужчину.