Описание господского дома Собакевича в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души” играет важную роль в понимании характера героя. Усадьба помещика, обстановка дома является своеобразным отражением его характера.
Господский дом Собакевича стоял в центре поместья, окруженный хозяйственными строениями и избами крестьян. Его крыша была выкрашена в красный цвет, стены обрели темно-серый или, как замечает автор, дикий оттенок. Дом Собакевича не был похож на жилище помещика, сделан он был очень грубо и напоминал строение военного поселения, надежное и крепкое, но построенное наспех.
Было заметно, что при постройке дома зодчий безуспешно боролся со вкусами хозяина поместья. Архитектор стремился к симметрии и красоте, Собакевич — к удобству и практичности. В конечном итоге, вкусы помещика одержали вверх: так вместо задуманных четырех колонн было всего три, а с одной стороны Собакевич заколотил все окна, и на их месте просверлил одно очень маленькое, скорее всего для чулана.
Помещик много “хлопотал” о прочности и долговечности своих строений. На дом, конюшни, сараи и кухни были употреблены тяжелые полновесные бревна. Даже колодец был обделан в такой дуб, из которого строили корабли и мельницы. Все строения были крепкими, надежными, но выглядели неуклюжими, что относит нас к характеру самого Собакевича. Помещик, обладающий крепким богатырским телосложением, отличается неловкой привычкой наступать окружающим на ноги.
В гостиной Собакевича на стенах весели картины, на которых были изображены греческие полководцы во весь рост. Все они имели крепкое богатырское телосложение такое же, как и хозяин поместья. Среди греков поместился “тощий” Багратион. Возле одного из полотен у самого окна висела клетка с дроздом. Птица имела темное оперение с белыми вкраплениями. Дрозд, как и все в господском доме, имел странное сходство с Собакевичем. В углу гостиной стояла ореховое бюро на “пренелепых” ножках. Стол, кресла, стулья — вся мебель в доме Собакевича была тяжелого неуклюжего свойства. Помещик мало заботился о красоте окружающих его предметов, для него намного важнее была их прочность и удобство. В столовой, в противоречие характеру Собакевича, стоял стол небольшого размера. Во время обеда он весь был заставлен блюдами. Все в доме помещика являлось отражением его характера. Основательный и деятельный Собакевич хотел, чтобы его окружала практичная, сделанная, как говорится на века, мебель.
Собакевич является материалистом, для него важную роль играет практичная значимость вещей, их полезность. Герой, в отличии от Манилова, не тратит жизнь на пустое созерцательство. Однако, желание Собакевича во всем найти пользу и выгоду приводит к тому, что душа помещика черствеет и он превращается в холодного циничного человека.
Вариант 2
Говорят, что дом – отражение его хозяина, а в литературе это немаловажная часть характеристики персонажа. По описанию дома и его убранству можно многое понять о герое произведения, о его характере и образе жизни.
Один из помещиков, заключивших сомнительную сделку с Чичиковым в поэме Гоголя «Мёртвые души», был Собакевич. Внешне он был похож на огромного и неуклюжего медведя, даже имя было созвучным – Михайло Семёнович. Жилище героя было ему под стать и напоминало, скорее, военную крепость, а не дом: никакой эстетики, она не нужна была хозяину, зато всё вокруг прочное и удобное, сделанное на века.
Гость видит дом Собакевича и изумляется: настолько всё асимметрично и неправильно сделано. Было видно, что хозяин при постройке жилища руководствовался двумя принципами – прочность и экономия. Из четырёх запланированных колонн он установил только три, из-за чего дом выглядел кособоким. Вместо положенных больших окон на стене было сделано одно непонятное отверстие, которое больше похоже на дыру, а не на окно. Уродливый, грубый деревянный дом подчёркивал грубость и неотёсанность своего хозяина. Вместе с тем Чичиков видит, что во всём чувствуется своеобразный порядок, твёрдая хозяйская рука. Этим усадьба Собакевича выгодно отличалась от имений других помещиков, в которых наблюдались запустение и беспорядок.
В убранстве комнат прослеживался тот же «медвежий» стиль: минимум изящества, максимум удобства. Вся мебель выглядела необыкновенно прочной, но в то же время какой-то нелепой, грубой. При этом Чичиков отмечает про себя, что такой интерьер очень подходит хозяину. На стенах висели портреты, изображающие великих полководцев. Все они, как на подбор, были крупной комплекции, как и сам помещик. Даже живой дрозд, которого держал в клетке Собакевич, поразительно напоминал его собственную фигуру. Обеденный стол, как ни странно, был небольшой, но его размеры компенсировались количеством и объёмами подаваемых блюд.
Собакевичу нравилось всё, что его окружало. Было заметно, что ему комфортно в своём доме, чего нельзя было сказать о его гостях.
Описание дома
Жилище человека может многое рассказать о его характере. Незря говорят: «Мой дом — моя крепость».
В поэме «Мертвые души» характеристика Собакевича раскрывается именно через описание его имения.
Дом его неказистый и грубый, что говорит о практичности героя, а не о стремлении к красоте. это отражается в интерьере и общем виде дома. Сначала дом планировался изящного, утонченного вида, но Собакевич все предел под себя.
Смотря на гостиную мы видим беспорядочно стоящую мебель, на стенах картины военных личностей, совсем не подходившие по размеру и вкусу к этой комнате. Например древние греки и Багратион смотрели со стен лишь потому, что герою они просто нравились. Эти картины были достаточно крупными, как и сам жилец имения. Они лишь придавали ему уверенности и мощи.
Глазами Чичикова мы наблюдаем живущего в гостиной серого большого дрозда, похожего на хозяина.
Описание столовой для нас вполне ожидаемо. Все та же нелепая расстановка мебели и, что странно, небольшой стол. Однако наблюдается противоречие. Поданные блюда наоборот были большими (большая посуда, огромные куски на тарелке). Жилище героя полностью отражает его характер. Даже фамилия выбрана не случайно. В поведении и облике героя есть что-то животное.
Возвращаясь к описанию дома мы замечаем противоречия во всем. Живет в захолустье, зато хозяин имения. Крыша дома ярко-красная, зато стены унылые серые. Колонн должно быть четыре, но Собакевич переделал на три, несмотря на то, что дом покосился. Вместо окон на одной стороне были просто отверстия. Все здание больше походило на военный объект.
Собакевич лишен чувства эстетики и симметрии. Удобства для него главнее всего. Внутренне убранство комнаты подбирал себе под стать — нелепое, грубое и большое.
По одной из версий помещик Собакевич — символ одного из кругов ада. А его порок выражается в чрезмерной привязанности к деньгам. Душа его черствеет и прячется где-то очень далеко. Без духовного наполнения человек уподобляется животному. Что и происходит с Собакевичем.
С виду дом героя крепкий и принадлежит безбедному человеку. Но отсутствие эстетики и элементарных дизайнерских приемов превращает его в жилище, а потом в берлогу.
Через описание дома Собакевича Н.В.Гоголь показывает враждебность, грубость, скверность характера своего героя и как результат — омертвление его души. В поэме показаны жизнь и характер провинциальных землевладельцев, которые живут в угоду себе, превращая себя в мертвые души.