Поэма Гоголя «Мертвые души» уникальна богатством образов, которые в ней представлены. Некоторые из них легко читаемы – это в первую очередь люди, некоторые скрыты за сюжетом, но не менее важны. Образ России в поэме ощущается повсюду, за каждым персонажем, в каждом повороте сюжета. Он является единым связующим звеном, помогая понять суть русской жизни и русского характера.
Через всю поэму канвой проходит тема дороги. Главный герой постоянно перемещается по огромной России, позволяя автору расширить границы созданного им мира и рассказать о прекрасных пейзажах. При этом Гоголь нарочито использует самые яркие слова для описания – Русь здесь и чудная, и незнакомая, и сверкающая.
Бескрайние просторы и деревенские улицы, идущие вдаль дороги, образ летящей вдаль птицы-тройки – все это символ настоящей России. Той, что помнит свое прошлое, но неудержимо стремится в будущее. Рассуждая о судьбе страны, автор верит, что это будущее будет счастливым.
Писатель с заметной каждому любовью пишет обо всем, что создано русским человеком. Есть здесь и красивые города, и замечательные дома. Есть стремление молодых к знаниям и новой жизни, которая может ждать их в Петербурге.
Не забыт в поэме и образ простого русского мужика, умелого, сильного и свободолюбивого. Уже в самом начале поэмы мы встречаем «двух русских мужиков». То, что они русские – очевидно, но автор специально употребляет это слово, чтобы акцентировать внимание читателя.
Но не случайно поэма имеет такое название. Россия в ней – страна противоречий, со своими серыми буднями и темной стороной. Наряду с прекрасной, свободной Русью есть и другая – Русь помещичья, закостенелая, пустая и мертвая.
Народ, так долго бывший крепостным и угнетаемым, не знает, кому верить, не умеет жить своим умом, без указов свыше. А выше те самые помещики, вырождающиеся, испорченные властью и скукой. Они не хотят ничего создавать и никуда не стремятся. Все они полностью погружены в собственные заботы, зачастую вымышленные и бесполезные, и не способны выйти за рамки ограниченных интересов.
В поэме «Мертвые души» у России два образа – живой и мертвый, две души. Сатирические образы помещиков характеризуют Русь крепостную, застойную и безжизненную. Автор признается, что не знает путей решения проблемы, не знает, как именно нужно спасать Россию. Но он искренне верит, что светлое будущее недалеко. Пусть «мертвые» еще властвуют, но их время уходит, а верх непременно одержит свободолюбивый русский труженик, воин и богатырь.
Вариант 2
Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в первую очередь известна из-за своих сатирических персонажей, многие из которых стали характеризовать определенное поведение. Так, все прекрасно представляют, что это за человек, если его называют Плюшкиным. Но кроме героев, в поэме есть еще один не менее значительный образ – образ целой страны.
Еще на этапе задумки произведения Гоголь вдохновился темой путешествия. Таким образом ему предоставлялась возможность показать как можно больше городов и других уголков России. Интересно, что он и раньше ярко прописывал в своих произведениях непосредственное место действия, но то были небольшие поселения, как хутор или безымянный уездный городок. Но он никогда особо не отмечал, что действие происходит в России, хотя это было понятно без отдельного напоминания.
В «Мертвых душах» же автор обозначает место действия очень часто и конкретно. В тексте встречаются упоминания о русских дорогах, мужиках и т.д. Будто автор очень хотел подчеркнуть факт наличия определенной территории. Ему важно, чтобы все поняли, это Россия.
Но гоголевская Россия это не точная копия его родной страны. Это скорее вымышленный образ одноименного государства, который объединяет все его недостатки и пороки. Здесь не встретишь положительного персонажа, пейзаж кругом унылый и безрадостный. Это и не удивительно, ведь Гоголь мастер сатиры. Все его произведения высмеивают определенные человеческие пороки. А «Мертвые души» еще и потому фундаментальный труд, поскольку здесь количество сатиры намного превышает его предыдущие работы.
Наблюдать за такой Россией не столько смешно, сколько грустно и больно. Ведь как лучше указать на недостаток – пошутить над ним. Этим и занимается Гоголь. Он раздувает типичные недостатки страны и ее обитателей до небывалых размеров. К сожалению, так ярко расписанные автором пороки действительно легко угадываются в стране. И ведь продолжают существовать и в наше время.
Однако у Гоголя не было цели только лишь показать только плохое, что есть в России. Его задумка была куда масштабнее. Как он впоследствии писал сам, в произведении должны быть три тома. Каждый из них проводил бы героев по пути сродни тому, что написал Данте в «Божественной комедии». Первый том представляет ад, второй чистилище, а третий – рай.
В своем произведении Гоголь провел бы героев по тернистому пути очищения. Так что перед нами только первая его ступень, действительно очень похожая на ад со всеми и его страстями и пороками. Здесь и не может быть ничего положительного и светлого.
В конце первого тома уже есть некоторые намеки на возможный хороший исход. Автор сравнивает Чичикова, как и Россию в целом, с тройкой. Она задорно несется по дороге или бездорожью, а остальным только и остается, что удивленно проводить ее взглядом. Кто знает, может она идет навстречу светлому будущему и великим делам.
Поэтому нельзя сказать, что гоголь ненавидел свою страну и поэтому жестоко высмеивал. Наоборот, он указывал на недостатки из любви к ней, желая ее преображения только в лучшую сторону.