При создании своих литературных творений многие писатели прошлых столетий воодушевились историческими лицами и использовали их образ в своих произведениях. Одним из таких исторических образов стал Емельян Пугачев.
Образ Пугачева встречается в творениях Есенина и Пушкина. Александр Пушкин описал образ Пугачева в «Капитанской дочке». По жанру книга считается историческим романом. Есенин изобразил Пугачева в драматическом произведении. В своих произведениях писатели описали Пугачева с разных сторон.
В «Капитанской дочке» Пушкин изобразил революционера как грабителя и главаря шайки. Герой хочет быть похожим на Отрепьева. Он был авантюристом и жестоким человеком. Пугачев готов убивать всех, кто будет ему мешать. В произведении герой знает, что мятеж не даст нужного результата. Пушкин подчеркнул великодушие и добросердечие Пугачева. Его великодушие проявляется в месте, где он простил Гринева. Также Емельян проявил свою зрелость и умел вести за собой мятежников.
Сергей Есенин показал мятежника только с положительной стороны. Есенин изобразил бунтовщика в качестве главного героя. Персонаж стремиться к свободе и мечтательности. Несмотря на свои лидерские качества, Емельян был добросердечным и чувствительным. Пугачев был надменным и помиловал всех предателей. Главным его недостатком является самоуверенность. Он был беспощаден и убивал людей по справедливости.
Два писателя представляли исторические события по-разному. Александр Пушкин родился в знатной семье дворян, и был воспитан по традициям высшего общества. Для писателя бунт Емельяна был безжалостным восстанием. Сергей Есенин родился в простой крестьянской семье и относился низшему обществу. Крепостных и мятежников Есенин воспринимал как родных людей. И по этой причине писатель поддерживал бунт Пугачева. Пушкин описал героя только с отрицательной стороны. А Есенин отметил лишь его положительные качества. Расхождение во мнении также связано с тем, что писатели жили в разные столетия. За век в стране изменилась политическая ситуация, касаемо крепостного права и царского правления. Именно в этот период восстание Пугачева стало историческим событием в стране. После этого его имя появилось во многих литературных произведениях. Образ и характер Емельяна Пугачева можно лучше понять при изучении истории страны. Прочитав произведения, читатели смогут понять характер и суть восстания с разных сторон.
Вариант 2
Образы реальных людей очень часто используются писателями. Авторы описываю выбранных героев, именно с той стороны, с которой видят их сами. Пугачев, является одним из самых ярких персонажей, которого очень часто упоминают авторы в своих произведениях. Его образ описанный Пушкины и Есениным раскрыт совершенно по-разному, хотя по сути одна и та же личность.
Александр Сергеевич очень подробно описывает Емельяна Пугачева в своем произведении «Капитанская дочка». Здесь писатель практически не высказывает своего личного мнения о нем, а пишет, скорее всего, обобщенно, как сторонний наблюдатель. У Пушкина в этом рассказе Пугачев описан, как очень добрая и великодушная личность. Он чувствовал, что его восстание приведет его к провалу. Особенно ярко выразил его доброту Пушкин в эпизоде к Гриневым. Пугачев помиловал старого знакомого, который тот в свое время оказал ему небольшую помощь.
У Пушкина образ Пугачева был очень многогранным и глубоким. Пугачев, по мнению Александра Сергеевича, был очень умен и опытен. Попав в трудные жизненные обстоятельства, он не намерен, мирится с этим и продолжает борьбу за свою жизнь. Он был великим человеком, который мог повести за собой толпы.
Есенин в свое время, описывал Емельяна Пугачева иначе. В произведениях Сергея Есенина, образ Емельяна намного привлекательней и ярче. Читателю невольно становится приятен этот образ. Есенину удается сделать Пугачева интересным и приятным для читателей своих произведений. У некоторых он даже вызывает восхищение.
В произведениях Есенина, Пугачев больше походит на романтического героя, несмотря на то что он являлся главой восстания. Пугачев готов был отдать свою жизнь, за то чтобы мир стал лучше. Он всегда был верен своим мечтам, и практически всегда добивался своих целей. Он стремился только к лучшему. Автор дал четко понять, что все убийства, которые совершил Пугачев, были во благо, ведь он хотел тем самым изменить мир в лучшую сторону. Он совершал преступления, из чувства справедливости.
Пугачев, великий человек. Он мог, простит людей, которые когда-то предали его. Единственной отрицательной чертой Пугачева в произведения Есенина была его чрезмерная уверенность в себе. Он был очень уверен в своих силах, он думал, что ему всегда и везде рады. Хотя на самом деле это не всегда оказывалось именно так. И имена эта черта в характере приводит его к плохим последствиям.
Таким образом, образ одного героя у двух авторов описан совершенно по-разному. У обоих авторов образы взяты из реальных событий. Но, несмотря на это у читателя складывается впечатление, что это два совершенно разных человека. Все потому что Есенин и Пушкин, жили в разные времена, и у одного и у другого был свой взгляд на историю. Каждый из этих авторов имели свою точку зрения. Так же причиной разного описания одного и того же человека, могла стать социальное положение авторов. Разница происхождения писателей так же могла отобразиться на образах героев их произведений, в том числе и Пугачеве.
Сравнение Пугачева у Пушкина и Есенина
Читая художественные произведения об исторических событиях, можно лучше понять дух и атмосферу определённой эпохи. А когда героем этих произведений выступает личность, которая существовала в реальной жизни, интереснее становится вдвойне. Таких произведений в литературе множество, например: «Таис Афинская» И.Ефремова, «Мария Стюарт» Стефана Цвейга, «Петр Первый» Алексея Толстого.
Но ещё интереснее, когда два известных автора пишут об одном и том же человеке, о главном герое исторического романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и драматической поэмы С.А.Есенина «Пугачёв» — Емельяне Пугачёве.
Два русских поэта жили в разное время и являлись представителями разных сословий. Пушкин – дворянин, а Есенин – выходец из крестьян. Отсюда и причина того, что образ Пугачёва у них получился разный. Хоть они и пользовались одними и теми же архивными документами, но для Пушкина Емельян Пугачёв – больше бунтарь, государственный преступник. Пушкин не понимает смысла крестьянского бунта, чувствует угрозу для своего окружения. Хотя признаёт милосердие в поступках Пугачёва, его способность отвечать добром на добро, подчёркивает, что ничто человеческое не чуждо «злодею». Пушкин со стороны наблюдает за своим героем, наделяя его и положительными, и отрицательными качествами. Он не даёт прямого ответа на вопрос: «Пугачёв – злодей или народный герой?» и оставляет право выбора за читателем.
Для Есенина Пугачёв – собирательный образ простого народа: крестьянства, казачества. Поэт представляет себя одним из них, чувствует родство, поэтому Пугачёв для него – народный герой, предводитель, борющийся за достойную жизнь братьев из народа. Его образ дан в единении с природой, наделён поэтической душой. Автор не осуждает, а напротив, симпатизирует ему, выставляя главного героя в роли мученика. Поэт, несомненно, разделяет взгляды бунтаря.
Емельян Пугачев рассматривается Сергеем Есениным, как , впрочем, и Александром Пушкиным, как личность неоднозначная. Пугачёв ненавидел дворян, которые, по его мнению, «истребляли казачий род». Иногда ведёт себя слишком жестоко, проливая кровь невинных людей только потому, что они дворяне. А ведь среди них было немало достойных людей. Оба поэта находят, что Пугачев является сильной, неординарной личностью. Он всегда имел особые качества лидера, а также смекалку и сообразительность, на равных общался со своими подчинёнными. В обоих произведениях Пугачев точно знает, что его попытки провести восстание и освободить крестьян провалятся, но он не намерен отступать в силу твёрдости характера.
Александр Пушкин и Сергей Есенин каждый по своему рассказали об истории крестьянского бунта 1773-1774 годов XVIII века в России и его предводителе Емельяне Пугачёве. Надо понимать, что ни одно из двух произведений не является абсолютной истиной, потому что произведение написано не историками, а поэтами. А любой поэт или писатель имеет право на художественный вымысел.