Движение играет большую роль в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Произведение начинается в дороге, и оканчивается в дороге. В начале Павел Чичиков едет в город, чтобы провести аферу и обогатиться. В конце он покидает город, чтобы спасти свою репутацию. Главный герой постоянно находится в движении, в дороге. Он всегда куда-то едет, направляется. Дорога — неотъемлемая часть произведения.
Отношение Чичикова к дороге разнообразно. Он, как и всякий русский, любит быструю езду. Вместе с тем, когда дорога спокойна, он тихо дремлет и не замечает пейзажей, которые проезжает.
Дорога выступает для автора как символ движения, вечной жизни, развития. Чичиков путается в поездке, блуждая по поворотам. Это символ того, что путь, выбранный им, ложен и ошибочен. Однако, герой не способен этого понять.
Помещица Коробочка ответила Чичикову на его вопрос таким образом: «объяснить немудрено, да поворотов много». Это выражение можно толковать как размышление о дороге жизни. Как найти свой жизненный путь? Просто поставить себе цель, однако на пути к ней можно встретить много соблазнов, помех, врагов, сложностей, поэтому можно так и не дойти до нее. Это и имела в виду Коробочка, когда объясняла Чичикову как добраться до места.
В главе, завершающей действия поэмы, вырисовывается образ России. Здесь дорога приобретает глобальное значение. Теперь это символ исторического пути России, ее роли в обществе, положение на международной арене. Что будет со страной в будущем? Как на это можно повлиять? Эти вопросы мучают автора, но он не может найти на них ответы. Почему? Потому что не суждено, чтобы они были найдены. Жизнь будет самостоятельно развиваться, идти своим чередом. Многое уже предопределено. Так и думает автор. В своей поэме он отстаивает самобытность России и ее индивидуальный, ни на что не похожий путь. Гоголь не одобряет то, что многие оглядываются на пути зарубежных стран. Это глобальная ошибка, потому что у России свой, оригинальный путь. Этот посыл и содержится в образе дороги как пути исторического развития России.
Таким образом, образ дороги в поэме «Мертвые души» имеет огромный смысл, который постепенно расширяется с каждой главой. Сначала дорога была просто символом движения вперед, затем она приобрела смысл жизненного пути, в том числе и ложного, за этим это уже знак более глобальный — исторический путь России.