Сочинение Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита

Создавая свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков совершенно не случайно выбрал старую Москву, как город, где происходили ключевые события. В те времена это место считалось культурной столицей России, а его жители были носителями замечательных черт характера, которые так хотел осветить автор в своем произведении.

В творении писателя Москва изображается в двух образах. С одной стороны, как обычный город, показывающий разворачиваемые события. А с противоположной читатель видит ее совсем другую, будто вывернутую наизнанку. Описывая местные окраины, Булгаков пытается передать настроение, царящее в романе и охватывающее поведение персонажей.
Вначале повествуется о скорых ожидаемых событиях. Они происходят в дни, когда палящий закат расстилается над целым городом. Да в эти дни очень жарко, несмотря на то, что всего лишь последний месяц весны. Наступает первая встреча главных героев в тусклом и мрачном проулке.
Автор описывает унылую картину вокруг Маргариты и мастера, мимо них проходят много людей, но они все чужие. У тех, кто впервые знакомится с текстом, может возникнуть вполне логичный вопрос: «Почему Михаил Афанасьевич решил показать эту пару именно в таком ракурсе?» Потому что он хотел подчеркнуть все их одиночество, отдаленность от всех.

Булгаков совершенно не пытается скрыть недостатки описываемой Москвы. Напротив, он старается выдать как можно больше несовершенств через элементы сатиры и насмешливой критики. Например, в бывшем жилище, отнюдь не последнего человека Грибоедова теперь определяют подлинность настоящего писателя по тому, есть ли у него удостоверение, или нет. А в знаменитом доме Герцена основали что-то наподобие ресторана.
В написанной истории осуждается город, представители которого являются лжецами и пьяницами, прячущимися за масками культурный людей и создателями искусства. Настрой москвичей, как и их поступки, тесно переплетаются с образом самого мастера.
Прошло 2 тысячелетия со времен существования Ершалаима, но ничего не изменилось. Люди все так же стремились к богатству, идя за толпами и желая зрелищ. Среди них главный герой повстречал свою загадочную музу и тайную жену.
Москва здесь предстает в роли отдельного героя, чье настроение подстраивается под действие остальных персонажей. Она как живой организм вдыхает манящий запах сирени и подпитывается абрикосовой водой.
Отдушиной столицы, по мнению самого творца произведения, является сумасшедший дом. Он считал, что только в нем жители освобождаются от всеобщих оков массы и, таким образом, излечиваются. Это еще раз подчеркивает абсурдности и неоднозначность романа.
Вариант 2
Вечный вопрос — время ли определяет человека, или человек творит эпоху, в которой живет. Какой была Москва в 30-х годах прошлого века? Достаточно вспомнить, что вообще значат 30-е годы в истории страны. Это время, пронизанное страхом. Может быть, в романе оно еще не наступило, но есть ощущение «загадочной силы», тяжелое предчувствие витает в воздухе, пропадают из квартир люди, ужас острой иглой царапает сердце Берлиоза на Патриарших перед встречей с Воландом.
Роман «Мастер и Маргарита» — своеобразная летопись городской жизни эпохи 20-30-х годов, показывающая малопривлекательную изнанку человеческой натуры. И уже на первых страницах романа мы знакомимся, пожалуй, с одним из самых неприятных героев романа. Это — Берлиоз, отрицающий существование Бога, уже давно мертвый в душе человек, первый, кто получил в романе по заслугам, кому воздалось «по вере его».
Беспокойная суета, всеобщая подозрительность, зависть и алчность — основные человеческие пороки, вскрытые в романе. И все — не от хорошей жизни. А хорошую жизнь герои книги видели в обладании членским писательским билетом, дававшим право вкусно есть и весело провести время в ресторане «Грибоедов». Даже известие о гибели хорошо знакомого человека — Берлиоза — лишь ненадолго всколыхнуло гуляющих членов Массолита, а потом они вспомнили, что сами-то «живы и голодны».
Воланд сказал о москвичах так: «Они – люди, как люди. Любят деньги, но ведь это было всегда… Ну, легкомысленны… Ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
Пресловутый квартирный вопрос и в самом деле ставился во главу угла и перечеркивал в людях все, что оставалось в них хорошего. Завладеть любой ценой освободившейся квартирой, не интересуясь, куда пропали жильцы, стремятся все. Дядя погибшего Берлиоза некий Поплавский приезжает из Киева вовсе не для того, чтобы заняться похоронами любимого племянника, а получить в наследство его жилплощадь. Однако к тому времени председатель домкома уже получил целых 32 заявления с угрозами, мольбами, доносами, «обещаниями покончить с собой и признанием в беременности» — на что только не шли москвичи ради завладения квадратными метрами.
Но самые мерзкие пороки людей раскрываются на сеансе разоблачения черной магии, который устраивает Воланд со свитой в театре Варьете. 
Настоящее светопреставление началось в зале, когда буквально с потолка посыпались червонцы. Люди едва не затоптали друг друга, стремясь заполучить деньги. Следующим номером программы был «дамский магазин», где женщины в неимоверной суете хватали обувь и то, что попадалось под руку.
Свита Воланда на самом деле разоблачила не черную магию, а жадность, алчность, неистребимую жажду наживы москвичей.
Кстати, с руководством театра нечистая сила тоже разобралась. Директор Варьете, пьяница с говорящей фамилией Лиходеев, расплатился за свои «лиходейства» отправкой в Ялту с глаз долой, а с администратором Варенухой обошлись еще круче — за постоянное вранье и доносительство его сделали вампиром. Несладко пришлось и конферансье театра, Жоржу Бенгальскому, который никоим образом не соответствовал занимаемой должности. Ни чувства юмора, ни фантазии у Бенгальского не было, однако нисколько не тяготясь своей профнепригодностью, он продолжал нести на сцене ахинею. За что и поплатился своей неумной головой.
Многих героев романа наказывает Воланд за их пороки, некоторых убивая и стремясь этим сотворить благо — хоть на сколько-то черных душ станет меньше в Москве. Остальным же дается шанс самим осознать и исправить свои пороки. И место для этого тоже есть — сумасшедший дом профессора Стравинского. Как ни странно, именно скорбный дом оказывается в романе оазисом здравомыслия, где героям предоставляется время побыть наедине с собой и излечить свою душу.
К сожалению, человеческие пороки, описанные в романе, живут в людях вечно. Однако живо и милосердие, и сострадание, и человечность. Нужно только найти эти качества себе и никогда о них не забывать.

Оцените статью
Smart-pixel.ru