Произведение рассматривается литературоведами в качестве романтической поэмы по нескольким причинам.
Основной чертой, свойственной любому творению романтической направленности, является акцент на главного персонажа, его мировоззрение, ощущения, мысли, чувства. Кроме того, главный принцип романтизма заключается в изображении именно необычного персонажа, который описывается автором в необычных, исключительных условиях, а также главная задача поэта при создании произведения данной направленности заключается в изображении романтического восстания героя, при этом автор проявляет небрежное отношение к фактам и отсутствие внимания к окружающим событиям.
Данные признаки присутствуют в рассматриваемом произведении.
Местом действия в поэме становится кавказский монастырь, являющийся экзотическим местом, изображенным на романтическом контрасте, заключающемся в описании душных, тесных монастырских стен и величественной природы Кавказа, представленной в причудливом, нестандартном пейзаже в виде виднеющихся гор, непроходимых лесов, струящихся горных потоков.
Главный герой поэмы также является необычным, поскольку многое из жизни автор умалчивает.
Сюжетная линия повествует только о трех кульминационных днях героя, за которые узник монастыря, наконец, обретает долгожданную свободу. Причины заключения героя в монастырский застенок автор не указываются.
Герой представляется в образе юноши, одинокого, скромного, чувствительного, стремящегося к самопознанию. Тем самым автор акцентирует внимание на романтизме своего персонажа. Романтический герой отличается мечтательностью, размышлениями. При этом он характеризуется смелостью, решительностью, храбростью, готовностью к самопожертвованию ради исполнения высокой мечты.
Помимо этого, герой противопоставляется другим монастырским жителям, которым не свойственен романтизм.
Основу поэмы составляет поэтическое двоемирие, заключающееся в представлении мира реального (нахождение героя в монастырском заточении) и мира идеального (свободный горский край). Соответственно, автор передает чувства персонажа, выражающееся в бесконечном стремлении к свободе, что и является проявлением романтического бунта.
Рассуждение 2
По сей день гениальное произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри» восхищает и будоражит умы читателей. Свободолюбивый герой поражает воображение своим желанием жить полной жизнью, любить, ошибаться, но чувствовать.
Романтизм произведения легко раскрывается таким художественным приемом, как тайна исповеди, рассказанная от первого лица. Читатель как будто бы выступает в роли духовника юного горца—сочувствует и сопереживает ему, проникается его любовью к жизни, не осуждая и не упрекая его. Для романтического героя характерно перерождение его внутреннего мира через трагизм ситуации.
В произведении описаны переживания молодого послушника. Кажется, он готов принять постриг, смирившись с судьбой пленного сироты. У него нет ни дома, ни родных. Что ждёт его там, за стенами монастыря? Мятежный неспокойный мир, к жизни в котором он не приспособлен. Сильный зов крови свободолюбивых предков не дает ему покоя. Он готов умереть, лишь бы вкусить волю полной грудью хотя бы на мгновение:
Жил—и жизнь мояБез этих трех блаженных днейБыла б печальней и мрачней…
говорит Мцыри своему духовнику и, в итоге, трагически погибает. В этой гибели нет горя—в ней есть ощущение острого, пережитого юным и страстным сердцем счастья.
Лишь прочитав гениальную поэму до конца, читатель понимает, что юноше нужно не сочувствовать, а радоваться за него. За три дня, проведенные вдали от стен ненавистного монастыря, ставшего для него тюрьмой, он познал любовь, радость борьбы и вольный дух свободы. Романтический мальчик так и не принял рабской философии монахов, живущих долгой и пресной жизнью, лишенной острых ощущений.
Готов ли главный герой променять эти дни на спокойную, размеренную, долгую жизнь? Нет! Дух вольного горца не дает ему покоя и гонит в родные края…
Поэма «Мцыри» как романтическое произведение
В 1837 году, проезжая по кавказским дорогам М. Ю. Лермонтов встретил молодого мужчину, принявшего постриг и объяснившего ему, то, что он сын горца, пленённый русским генералом. Малыш приболел и его отдали монахам, которые и занялись его воспитанием.
Молодому монаху не нравился монастырь, поэтому он убегал оттуда, но всё же ему пришлось покориться судьбе. Биография несчастного пленника вдохновила поэта написать поэму «Мцыри» (1839 г.). Однако, персонаж, созданный поэтом ничем не напоминает свой прообраз. Поэма «Мцыри» – романтическое произведение, поэтому характер главного персонажа безусловно романтический.
В этом произведении прославляется непокорность перед порабощением, стремление к свободе Мцыри – свободолюбивый, гордый, сильный юноша, не способный смириться с той ролью, которая отведена ему обществом. Сначала Лермонтов описывает древний грузинский монастырь, за стенами которого жил пленённый мальчик–горец.
Историю своей недолгой жизни, как попал в монастырь, сбежал и вернулся, он рассказывает старому монаху. Стены мрачной богадельни, где проживал Мцыри, казались юноше тюрьмой и он чувствовал себя заключённым в тюремные стены. Снова попав в монастырь, молодой человек по-прежнему далёк от смирения, что выражается в признании: Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.
Юноша хотел разыскать дорогу к родному аулу, повидать своих родителей, братьев и сестёр. В одну из бурных ночей, когда монахи испугались грозы и собравшись вокруг алтаря пали ниц, юноша убежал. Он не боялся грозной стихии и воспользовался шансом вырваться на свободу. В битве с барсом раскрыт истинный характер Мцыри – это настоящий боец, бесстрашный воин. Если бы его судьба сложилась несколько иначе, то он мог бы проявить свою удаль среди своих соплеменников.
Мцыри победил барса, но из–за долгого блуждания по горам и полученных в схватке ранений, ослабел и не смог отыскать дорогу к родному краю. Так юноша и блуждал по лесу три дня, пока не осознал, что каким–то неведомым образом он оказался неподалёку от монастыря. Мимо проходили монахи и отнесли его в келью.
Умирая Мцыри попросил, чтобы его перенесли в сад (Откуда он мог видеть Кавказ!). Молодой человек умер с мыслями о любимой родине и воспоминаниями о тех мгновения, когда он ощущал свободу. За всю свою жизнь счастлив он был всего лишь в течение этих нескольких дней, которые провёл вне стен монастыря. Романтический юноша так и не смог принять рабскую философию монахов, которых устраивала долгая и пресная жизнь, без каких либо ярких впечатлений.