Иван Александрович Хлестаков — главный герой комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”. Хлестакова принимают в уездном городе за проверяющего только потому, что герой приезжает из Петербурга. Пожалуй, руководствуясь лишь тем, что молодой повеса оказывается столичным чиновников испуганные бюрократы готовы видеть в нем высокопоставленное лицо. Боясь лишится своих доходных мест, они готовы заискивать перед Хлестаковым, окружать почестями, давать ему взятки, доносить друг на друга.
Что же на самом деле представляет из себя столичный чиновник? Хлестаков родом из небогатой семьи. Имение его родителей находится в Саратовской губернии. Молодой дворянин служит в канцелярии коллежским регистратором. Согласно Табели о рангах, Хлестаков занимает самый низкий чин. Поэтому так сильно разочарование городничего, который узнает, что его обманул простой “элистратишка”. Хлестаков снимает квартиру на четвёртом этаже, что говорит о его скромном материальном положении. В 19 веке на верхних этажах селились бедные дворяне. Отец повесы хочет, чтобы его сын построил карьеру. Однако самого Хлестакова работа интересует мало.
Хлестаков является примером безответственности и лени. Молодой повеса не мыслит своей жизни без Петербурга. Герой посещает балы, званные приемы, театры. Часто он проигрывает в карты последние деньги. На помощь сыну приходят родители, которые не оставляют его без материальной поддержки. В такой жизни Хлестаков не видит ничего предосудительного: ему нравится проводить время в увеселениях и праздности. Все это говорит о несамостоятельности и легкомыслии молодого пройдохи. Роскошная жизнь в Петербурге — то, к чему стремится главный герой. Хлестаков жаждет общественного признания, всеобщего восхищения, поэтому большое внимание уделяет своему наряду, пошитому по последней моде. Чтобы выглядеть красиво и модно, герой экономит на еде и жилье. Свой скудный, даже нищий внутренний мир Хлестаков прячет под пышными богатыми одеждами.
В уездном городе судьба преподносит пройдохе неожиданный подарок, местные чиновники принимают его за ревизора. Без зазрения совести, не испытывая ни малейшего стыда Хлестаков обворовывает нечестных на руку бюрократов. Герой вовремя покидает город, оставшись безнаказанным. Образ Хлестакова не вызывает симпатии, молодой повеса и мот ведет себя легкомысленно и безнравственно. Это малодушный несамостоятельный человек, не желающий нести ответственность за свои поступки.
Вариант 2
Идею пьесы «Ревизор», написанной в 1835 году, Н.В. Гоголю подсказал А. С. Пушкин. Он поведал историю о неком П. П. Свиньине, которого приняли за влиятельное лицо, приехавшее с целью ревизии. Тема сатирического произведения – пороки российского общества, произвол чиновников по отношению к подчинённым, духовная бедность, раболепие, человеческая глупость.
Главным героем пьесы является чиновник из Петербурга Иван Александрович Хлестаков. Ему 23-24 года, он родом из Саратовской области. Хлестаков служит в канцелярии – переписывает бумаги, за что получает мизерную зарплату. Он мог добиться повышения, если бы не был столь ленив и не отлынивал от работы. Однако любит роскошь и шик столичной жизни. «Без царя в голове» — так характеризует молодого чиновнике автор. Иван Александрович, «не могущий жить без Петербурга», любит посещать театры, зрелищные городские мероприятия, кутит, играет в карты и проигрывает деньги, которые высылают ему из провинции небогатые родители.
Легкомысленная, пустая, беспечная жизнь – вот его повседневное времяпрепровождение. Молодой человек весь в долгах, как в шелках. У него даже не остаётся денег добраться до своего имения. Он две недели живёт в гостинице уездного городка и ни за что не платит. И вдруг оказывается в центре событий. Его принимают за ревизора, которого как раз здесь ждали, оплачивают его долги, приглашают к себе, кормят, поят, выслуживаются и пресмыкаются перед ним. Почему они это делают? У каждого из них рыльце в пушку на своём рабочем месте.
Молодой повеса хоть ничего и не понимает в сложившейся ситуации, но проявляет чудеса выдумки и изобретательности, подстраиваясь под чиновников. Ведь не зря Гоголь называет его «проходимцем и прощелыгой». От него хотят рассказов о жизни в столице, он тут же начинает фантазировать и хвастаться тем, чего никогда не было. Хотят, чтобы брал у них взятки, и он без зазрения совести берёт. Хотят, чтобы женился на дочери городничего – он не против этого, пожалуйста. Разве он ворует и принуждает кого-то? Нет, он просто делает то, чего от него хотят эти глупые, напуганные чем-то господа. Хлестаков, скорее всего, является заложником обстоятельств и не противится с выгодой провести время, искусно войдя роль ревизора. Даже порядочный человек мог бы устоять перед таким подарком судьбы. Что говорить о нашем аморальном, беспринципном «добром малом».
Лишь в конце пьесы до Хлестакова доходит, что его приняли за какую-то влиятельную персону, и в этом весь комизм ситуации. Узнав об этом, наш герой не оскорбился, не стал ничего выяснять и объясняться, наоборот, – он с радостью указал горе-«благодетелям» на их пороки.
Это произведение является новаторским в том плане, что в нём нет ни одного положительного персонажа. Автор очень ярко показывает недостатки своих героев – воров, взяточников, мошенников. Они живут в своё удовольствие, не обращая внимания на нужды вверенных им «маленьких» людей и пользуются своим служебным положением в личных корыстных целях. Но всё-таки в пьесе имеется один положительный герой – это сатирический смех.