В произведении Гоголя под названием «Ревизор» существует два понятия, которые неразрывно связаны друг с другом. Хлестаков и хлестаковщина, которые со временем вышли за пределы простых литературных понятий и стали частью жизни. Произведение стало популярным на широких театральных подмостках, а потом как произведение стало широко известным среди обычных масс.
Хлестаков – человек, обладающий фактически пустой душой, он способен играть совершенно любые роли, не способен на индивидуальность, обычно подстраивается под происходящие события. Внутренний трус не позволяет ему проявлять храбрость, он часто льстит окружающим его людям и старается понравится исключительно всем. Да и сам Хлестаков не против взяток и лести.
Да и сам герой быстро вживается в роль и становится тем самым ревизором, который должен приехать на место и провести разгром происходящего на месте.
А понятие Хлестаковщины – это пустая трата жизни, вранье, которое принимает вселенские масштабы. Призрачность человеческой фигуры, которая не намерена становится индивидуальной, ей по вкусу подстраиваться под существующие обстоятельства.
У таких фигур полностью отсутствует содержание, это видно именно в то время, когда герой быстро перевоплощается в ревизора. Он так запросто становится совершенно другим человеком, которые занимает высокую должность и чин. При этом он не обладает особенными полномочиями, он самый обычный человек, которому не хватает даже смелости признаться в том, что он не является высоко поставленным чиновником, у которого есть власть и особенные полномочия.
Сам Хлестаков в этот момент начинает лгать много и профессионально. Он ведет себя, как самый высокий вельможа, который достоин почтения и особого уважения к своей персоне. Да и, по его словам, он незаменим, он самый необыкновенный человек, у которого все должны валяться в ногах и удовлетворять любые его желания.
Таким образом, Хлестаков и хлестаковщина становятся символами российского чиновничества и в принципе политики, когда каждый старается отхватить себе лучший кусочек, при этом неизвестно, что они готовы поставить на кон. При этом, автор не говорит о том, что фактически все чиновники обладают подобным характером и склонностями, но в целом существует система, которую достаточно трудно переломить. Поэтому такими яркими образами он подчеркивает происходящее.
Вариант 2
Все пороки общества Гоголь собрал в «Ревизоре», объединив их в «хлестаковщину», чтобы высмеять. И это ему удалось.
Главный герой пьесы Хлестаков служит мелким чиновником. Умом он не блещет и не может обеспечить себе достойную жизнь, хотя мечтает о ней, полагаясь на то, что случай все изменит. Живет он по законам общества, в котором его воспитали, и ничего не пытается в своей жизни изменить, плывя в ней по течению и прожигая ее без всякой цели. Все его презирают, даже слуга Осип относится к нему с пренебрежением.
Проигравшись в карты по пути в имение своего отца, за чей счет он и существовал, Хлестаков совершенно случайно попадает в маленький городок, в котором жители приняли его за ожидаемого ревизора. В поведении его просматривается двоякость. Он плохо обращается со слугой, обзывая его разными плохими словами, и вежливо обращается с трактирщиком, чтобы тот дал обед в долг, но пообедав, начинает грубить трактирщику.
Легкомысленность приводит главного героя ко лжи, и он понимает, что вранье может спасти его со всех негативных житейских ситуаций. Он лжет и фантазирует на каждом шагу, даже сам иногда верит в свои россказни. Хлестаков просит в долг во многих, и никто ему не отказывает, хотя он сам и не понимает поначалу, что это взятки.
Почему же чиновники городка приняли его за ревизора, и он пришелся им по душе? Да видимо потому, что и им присущи такие же личные качества, как ложь, трусость, подхалимство, себялюбие и возвышение себя, как личности, над другими.
Хлестаков им сочиняет разные сказочные истории из своей жизни, а они и не пытаются усомниться в правдивости его слов. Чиновники просто боялись, что ревизор внесет в их существование непоправимые изменения, поэтому улещивали его, давая взятки, и всячески пытаясь угодить, а дамы пытались влюбить его в себя.
Каждый из чиновников индивидуален, но все вместе они составляют непривлекательный портрет.
Являясь попечителем богоугодных заведений, Земляника приписывает себе много достоинств, хотя на самом деле, он вор и плут, в больнице у него грязно и уныло, отсутствуют лекарства для лечения больных, но он восхваляет свою работу и свой вклад в нее.
Не лучше Земляники и судья Тяпкин-Ляпкин. Сам он человек в делах недалекий, взяточник, но перед мнимым ревизором превозносит свои заслуги. Привыкли к беззаботной жизни Бобчинский и Добчинский, да и другие персонажи ничего не хотят менять в устоях городка. Даже сам городничий безоговорочно верит проходимцу. Он мечтает о лучшей жизни, о том, что станет зятем такой важной особы и сам возвысится в положении.
Чиновникам городка свойственны те же пороки, что и самому Хлестакову, поэтому они и есть представителями хлестаковщины. Им чуждо чувство долга, чести, любви.
В пьесе Хлестаков появляется внезапно, но он так же внезапно и исчезает. Видимо этим автор хотел подчеркнуть, что хлестаковщину можно истребить из общества.
Сочинение 3
События комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» разворачиваются вокруг человека, принятого всеми за ревизора.
Новость о приезде «инкогнито из Петербурга» напугала всех жителей маленького провинциального города, так как в нем царило бесчестие, взяточничество, ложь.
Иван Александрович Хлестаков — мелкий чиновник. Он имеет большие долги, а в город попал случайно. Приезд нового и неизвестного лица в маленьком городке был большим событием.
Хлестаков очень дурно обращался со своим слугой Осипом. Он называл его «скотиной», «дураком». Молодой человек вел себя так не потому, что был груб, а потому, что так было принято в дворянской среде.
Иван Александрович часто просил денег взаймы у чиновников, а они хотели ублажить «ревизора» взятками. Когда Хлестакову не хватило денег расплатиться в трактире, городничий дал ему солидную сумму. Будучи человеком не смелым, судья Ляпкин-Тяпкин не решался дать взятку и уронил купюры. Иван Александрович не постеснялся попросить взаймы и у него.
Хлестаков не является коварным авантюристом. Он вовсе не злой, не хитрый, не продуманный молодой человек. Иван Александрович ведет себя так, как должен вести себя светский столичный аристократ. Он уважает чины, знает несколько французских слов, умеет ухаживать за дамами. Этих умений достаточно для того, чтобы произвести хорошее впечатление на жителей провинциального города.
Хлестаков вовсе не относится серьезно к своим словам и поступкам. На светских вечерах никто не относится серьезно к поведению человека. Иван Александрович ужасается, когда местные жители, приняв его за «ревизора», начинают ему жаловаться на местную власть, а чиновники охотно дают взятки.
Иван Александрович Хлестаков живет пустой жизнью. Молодой человек говорит о своем выдуманном богатстве, о своей выдуманной роскошной жизни. Хлестаков никогда не задумывается, прежде чем сказать. Дворянин говорит, что пожелает. Каждая его фраза все более абсурдна, чем предыдущая.
Он любит хвастать, восхвалять себя, не имея на это серьезных причин. Жизнь Хлестакова яркая, но пустая и никчемная. Он не приносит пользы, но и зла не делает. Это и называется хлестаковщина. По словам самого Гоголя — это “возникшая до высшей степени пустота”.
Это явление встречается не только в поведении названного «ревизора», но и в поведении жителей провинциального городка и в обычаях, которые соблюдаются в нем. Иван Хлестаков выступил своеобразным символом этого феномена.
Стоит сказать, что описывая безымянный городишко, Николай Васильевич Гоголь имел в виду, что такие явления могут произойти в любом городе Российской империи. Правительство государства это знало, поэтому комедии пришлось столкнуться с цензурой.
Нет, Николай I не запретил пьесу официально. Он сделал государственный заказ на написание такой же комедии, но в конце новой версии все казнокрады должны были быть наказаны. Это, конечно же, ослабило бы силу сатиры в «Ревизоре», который завершается открытым финалом, известным под названием «Немая сцена».