Сочинение Говорящие фамилии и их значение в комедии Горе от ума Грибоедова

Комедия А.С. Грибоедова не случайно получила всероссийскую популярность, ведь она стала первой русской реалистичной пьесой. Безусловно, это помогло автору намного глубже и чётче описать происходившие тогда события через образы героев. Именно говорящие фамилии и имена персонажей позволили читателю лучше понять их черты характера.

Сначала стоит обратить наш взор на главных героев произведения:
1. Первым, конечно же, рассмотрим Павла Афанасьевича Фамусова. С одной стороны, с английского «famous» означает «известный». Этот герой, действительно, был очень знаменитый и уважаемым среди высшего света. С другой стороны, переводом с латинского «fama», что значит «молва», это как нельзя лучше описывает его. Единственно важными для него темами является слухи, сплетни и мнение света. Автор очередной раз решил это подчеркнуть через последнюю фразу героя «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
2. Далее разберём не без известного Молчалина. В данном случае всё довольно просто, эта фамилия подчёркивает, что герой не имеет собственного мнения и даже не стремиться к этому, во всём слушая старшее поколение. Это также подтверждается его фразой: «В мои лета не должен сметь своё суждение иметь». Также возможным понимаем его имени является скрытный человек, нежелающий делиться своими мыслями.

3. Безусловно, невозможно обделить вниманием и фамилию главного героя— Александра Андреевича Чацкого. На этот счёт тоже нет однозначного ответа, одни говорят, что значение связано с её первым вариантом Чадский. Можно предположить, что это связано со словом «чад», то есть из-за непринятия его Софьей и безнравственного поведения света, которое он не может принять, герой находиться в «чаду» своих проблем и волнений. Другие литераторы утверждают, что фамилия Чацкого связана с Чаадаевым, который на прямую был связан с декабристами.  Имя и отчество героя тоже имеют важное значение. С греческого Александр— защитник, а Андреевич— мужественный. Таким образом, Чацкий мужественно защищал, точнее отстаивал, как своё мнение и мировоззрение, так и интересы простых людей, страдающих от беспредела высшего света.
4. Не стоит забывать и о Софии Павловне Фамусовой. Фамилию мы уже разобрали, однако стоит поинтересоваться происхождением её имени и отчества. С латинского Софья может переводиться, как «мудрая», а Павловна «мало», из чего следует, что эта героиня глупая, что доказывает её «одержимость» Молчалиным. Она также является Фамусовой, так что интересуется слухами, и сама создает их.
Перейдем к фамилиям второстепенных, однако не менее интересных, персонажей.
1. Скалозуб. На первый взгляд эта фамилия кажется устрашающей, однако на самом деле подчёркивает только то, что герой часто смеётся с поводом и без повода («скалит зубы»). Это характеризует его, как достаточно глупого персонажа.
2. Репетилов. Его образ является чрезвычайно важным в данном произведении. В одно и тоже время он обладает, как множеством характеров, так и ни одним. Он «зеркало», которое отражает всё, что модно. Если быть честным, то зеркало это немного кривое, но позволяющее узнать в нём характеры других персонажей. Что касается его фамилия, она только подтверждает это, ведь с французского «repeto» переводится «повторять».
3. Тугоуховские. Они испытывают проблемы со слухом «тугие» «уши». Однако они не только не могут, но и не хотят слушать то, что не принесёт им никакой выгоды.
4. Хлестаков. Очень «хлёсткий» по своей натуре. Как говорят «без царя в голове», однако отлично «хлещущий» словами.
5. Хрюмины. Образовано от «хрюшки». Они действительно ведут себя, как настоящие свиньи, обсуждая недостатки других людей и поддерживая сплетни.
6. Загорецкий. Конечно, образовано от слова «гореть». Он способен без особых трудностей как разжечь конфликт, так и подкинуть в него дров предварительно тщательно полив керосином.
Таким образом, не трудно догадаться, что говорящие фамилии имеют важнейшее значение в комедии «Горе от ума». Без них зритель не смог бы полностью понять образы героев, также это придает разнообразие произведению и еще сильнее усиливает комедийный эффект.
Вариант 2
А.С.Грибоедов начинал свою литературную деятельность как писатель-классицист. В своей бессмертной комедии он воплотил некоторые каноны классицизма. Говорящие фамилии, которые часто использовали в своих произведениях просветители, позволяют дать первую характеристику персонажа, подчеркнуть суть образа.
Итак, Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии, представитель 2века нынешнего». Его фамилия созвучна фамилии известного философа, человека с передовыми взглядами П.Я.Чаадаева, который был объявлен сумасшедшим за свои мысли.
Павел Афанасьевич Фамусов – знатный московский вельможа, один из тузов общества. Его фамилия происходит от лат. Fame – молва. Действительно, герой боится чужого мнения, и в то же время сам является строгим вершителем судеб. К нему ездят на поклон, он может порадеть родному человечку, т.е. пристроить на теплое местечко.
Софья Павловна, дочь Фамусова — имя, как известно с лат. обозначает «мудрость». Невозможно сразу определить, чью позицию займет девушка , — фамусовского общества или примкнет к Чацкому, с которым была дружна в детстве. Но к концу пьесы не остается сомнений: Софья – дочь своего отца, скорая на расправу и с Чацким, и с Молчалиным.
Алексей Иванович Молчалин – фамилия суть образа: бессловесный Молчалин, который дойдет до степеней известных, потому что всегда прислушивается к чужому мнению, обладает двумя прекрасными для службы качествами – умеренностью и аккуратностью, наконец, завет отца – «угождать всем людям без изъятья» довершает образ подлеца и приспособленца. Он готов притворяться влюбленным в угоду дочери такого человека.
Бал в доме Фамусова – кульминация пьесы. Гости, приехавшие на бал составляют основу светского общества Москвы. Несмотря на их единодушие мнений, каждый из них имеет свои индивидуальные черты. Так, Горичи от слова «горький». Чацкому горько видеть своего бывшего бравого приятеля-офицера, отважного в бою и в быту, под каблуком у жены – муж-мальчик, муж – слуга… А Хрюмины бабушка и внучка – зазнайки, плохо говорящие «хрюкающие» по-русски, преклоняются перед всем иностранным, притом презираюттех, кому они старательно подражают.
Князья Тугоуховские так заняты поиском выгодных партий для своих дочерей, что их общение напоминает скорее глухие телефончики, больше они ничего не слышат, их интересует только состояние потенциального жениха. Старуха Хлестова – одна из влиятельных московских матушек, чье мнение свято. Она резкая, прямолинейная, явилась с арапкой девкой и собачкой – ярая крепостница, проповедующая устаревшие взгляды. На балу присутствуют безымянные господа N и D, Загорецкий; приспешники нужны на балу, чтобы услужить нужным людям, выхлопотать себе или близким теплое местечко и т.д.
Под конец появляется Репетилов – пародия на главного героя; ему свойственно повторение мыслей, которые не стали твоими убеждениями, это пена на гребне национально-освободительного движения: «Шумим, братец, шумим…».
Лиза и Петрушка – слуги в доме Фамусова, простонародные имена указывают на это.
Таким образом, фамилия – важная часть создания образа, она может многое рассказать о герое, поэтому чтение афиши важно и необходимо, это непосредственно авторская характеристика, которую писатель дает своему герою.
Про говорящие фамилии
Комедия «Горе от ума» — известное произведение А.С. Грибоедова, где тесно переплетены как классические, так и абсолютно новаторские черты драматургии. Единство места и времени, а так же говорящие фамилии героев указывают нам на влияние классицизма в пьесе. Обратимся к фамилиям героев комедии, чтобы понять, какое значение в них вкладывает автор.
Павел Афанасьевич Фамусов — хозяин дома, где разворачиваются события пьесы. Этот герой принадлежит к так называемому «веку минувшему», то есть к старшему поколению, представители которого отличаются стремлениям к чинам и богатству любой ценой. Им непонятно и чуждо свободомыслие, новаторство и тяга к справедливости Чацкого, ведь они с детства научены почитать «в глазах пример отца», воспитаны таким образом, что не способны возразить вышестоящим лицам. Круг общения и уважение к человеку формируется по принципу того, с кем он общается, в какой находится среде, а не по его личностным качествам. Для представителей «века минувшего» много значит мнение окружающих, отсюда и корень «fama» (от лат. — молва) в фамилии героя, слишком обеспокоенного о том, что скажут про него другие.
Говорящей фамилией в пьесе также выделяется Молчалин. Без лишних слов понятно, что этот герой способен молча терпеть, почитать начальство, не проявлять собственной инициативы. Всё это — влияние на героя «века минувшего». Хотя он ещё совсем молод, ему не хватает смелости на иное мнение. Он убежден, что в его лета «не должно сметь свое суждение иметь». Молодой человек предпочтет скрыть собственное мнение, нежели высказать его и быть наказанным.
Александр Андреевич Чацкий в этом отношении противопоставляется Молчалину. Его горячий и своевольный нрав не принимает прежних устоев. Молодой человек является представителем «века нынешнего», то есть принадлежит к передовой молодёжи, имеющей смелость не только иметь собственные, отличающиеся от прежних, взгляды на жизнь, но и открыто высказывать их. Первоначальная задумка фамилии этого героя — «Чадский». Среди общества, где открытое порицание услужливости и чинопочитания кажется сумасшествием, где его не принимают и осуждают, где он сам не в силах найти сочувствия, Чацкий чувствует себя, как в чаду — так и появляется его фамилия.
Таким образом, говорящие фамилии в комедии Грибоедова — его способ обозначить конфликт произведения и охарактеризовать героев, чтобы зрителю легче и веселее давалось восприятие комедии.

Оцените статью
Smart-pixel.ru