В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» автор кроме мировых проблем рассматривает и дела чисто человеческого характера. Читателя учат оценивать поступки героев, перекладывать литературные проблемы на свою жизнь и находить решения. Огромное внимание в романе уделено трудным и тернистым жизненным путям Андрея Болконского и Пьера Безухова. Через их судьбы писатель попытался объяснить читателю, что «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться», для того чтобы действительно жить правильно. Болконский и Безухов пытаются выяснить, для чего они существуют.
В начале романа у Андрея Болконского есть всё: богатства, имя, внешность, красивая жена – чего ещё можно пожелать? Но князь Андрей ищет своё предназначение в жизни. Его идеал – Наполеон, он хочет походить на него. Болконский бросает всё и становится военным. Всё меняется в один миг, когда князь лежит полумёртвым на поле после битвы при Аустерлице. Он смотрит в небо, думает, осознаёт, что его жизненные цели и идеалы были не столь важны, как ему казалось.
Выжив при Аустерлице, Болконский оставляет службу и пытается всё в жизни исправить. Судьба-злодейка решает по-другому: смерть жены выбивает князя из колеи, у него развивается депрессия. Выводит его из этого состояния разговор с Пьером Безуховым.
Андрей Болконский вновь хочет быть полезным Отечеству. Государственные дела затмевают тёплые чувства к молодой Наташе Ростовой, она становится его новым смыслом жизни. Но, ошибка его будущей жены расстроила все планы – Болконский не может простить Наташе увлечение Анатолем Курагиным. Андрей уезжает в семейное имение, занимается там воспитанием сына и обустройством дома.
Отечественная война 1812 года пробудила в князе Андрее патриотические чувства: он отправляется биться с захватчиками, теперь он твёрдо решает посвятить жизнь Отечеству. Болконскому больше ничего не нужно, даже примирение с Ростовой не смогло заставить жить главного героя. Он нашёл свой смысл в служении Отечеству. Андрей достиг своей заветной цели, ему больше не зачем было жить.
Пьер Безухов в своих действиях руководствуется в первую очередь сердцем. В самом начале романе молодой граф Безухов предстаёт перед нами наивным и добродушным человеком. Он, как и Болконский, восхищается Наполеоном, ищет свой путь в жизни. Часто совершает ошибки.
Одной из главных ошибок молодого графа становится женитьба на Элен Курагиной, которая принесла ему только боль, досаду и обиду. В то же время, Пьер получил жизненный опыт. Следующим шагом графа в поисках своего пути становится вступление в масонство. Идеи братства, равенства, справедливости прельщают Безухова. За теорией сразу следует практика: Пьер облегчает жизнь крестьян, приказывает начать строительство бесплатных общественных учреждений. Он находит своё счастье в жизни в помощи ближним. К сожалению, не всё идёт по плану: приказы всерьёз не воспринимаются, братья-масоны преследуют свои цели. Очень чётко прослеживается параллель между Безуховым и Болконским: им обоим в романе приходится начинать всё заново.
Пьер так же, как и князь Андрей наполняется патриотическим духом с началом Отечественной войны – это их общий переломный момент. Безухов попадает в плен. Его мировоззрение полностью меняется. Теперь он понимает, что удовлетворение простых потребностей и есть смысл жизни. Пьер Безухов поняв себя, стал лучше понимать других людей. Он заводит семью и обретает жизненное умиротворение.
Как писал Л. Н. Толстой: «Спокойствие – это душевная подлость». Болконский и Безухов не ведают покоя, ищут верный путь в жизни. Разные по характеру Андрей и Пьер желают приносить пользу социуму, жить честно, выполнять долг – это их объединяет, делает схожими. В итоге, каждый из них находит, что ищет.