Очень многие стороны человеческой жизни, которые остаются важными во все времена, раскрыты в романе «Герой нашего времени».
Одна из них связана с ролью друзей и дружбы. Человек как существо социальное, хочет он того или нет, оказывается включённым в общественные отношения. Создающиеся связи могут стать бременем, узами, а могут принести радость общения с кругом близких людей или хотя бы с одним настоящим другом.
Лермонтовский герой откровенно признаётся в изъянах собственного характера, основным из которых является эгоизм, неспособность быть счастливым самому и дать счастье другому человеку. Автор будто намеренно испытывает героя на способность если не к любви, в которой Печорин признаёт себя несостоятельным нравственным калекой, то к товариществу и дружбе.
В романе потенциальными друзьями героя являются юнкер Грушницкий, доктор Вернер и штабс-капитан Максим Максимыч.
Грушницкий молод, он не так глубоко мыслит и не задумывается о смысле жизни, как Печорин. Ему хочется нравиться красивым женщинам, любить, танцевать на балах. Он придаёт значение своему новому мундиру и возлагает на него большие надежды, надеясь произвести выгодное впечатление на княжну Мэри. Бедолага не знает, что каждый его шаг просчитан и безжалостно включён в сочинённый Печориным сценарий для того, чтобы развеять свою скуку и унизить Грушницкого в глазах княжны. Играя чужими судьбами, Печорин многих обрекает на гибель. Так погиб от его руки на дуэли и Грушницкий, который вправе был видеть в Печорине товарища, но тот не удостоил его такого права, считая глупым, смешным. Но разве за это убивают?
Достойным быть приближенным к себе Григорий Александрович счёл только доктора Вернера, с которым он делил досуг, чьим мнением не пренебрегал. Но и тому рассчитывать на роль друга не приходится. В своём холодном рассуждении вслух Печорин отсёк возможность дружбы в своей жизни. Герой считает, что из двух друзей один всегда раб другого. Быть рабом для него недопустимо, а повелевать другим человеком слишком утомительно. Каково было слышать эти откровения доктору, который поступил как человек неравнодушный и порядочный в истории с дуэлью?
Вернер мог бы отказаться от роли секунданта. Но он не оставил Печорина и пошёл с ним до конца, как должен был поступить близкий друг. За эту дуэль со смертельным исходом Григорий Печорин был разжалован и сослан в крепость. Нет сомнений, что был наказан и секундант, который жертвовал ради героя своей репутацией, благополучием. Но нет и речи о том, что Печорин оценил эту жертву как дружескую и испытал благодарность к доктору и жалость к убитому Грушницкому.
Таким же ледяным холодом обдал главный герой при последней встрече доброго Максима Максимыча, под началом которого служил в крепости. Никакого дружеского участливого слова не нашёл он для человека, с которым несколько лет делил суровую жизнь, который относился к нему как к сыну и много лет возил с собой его записки. Вместо объятий – холодно протянутая рука и нежелание хоть на минуту задержаться за чашкой чая.
Саморазоблачение Печорина, который признаётся, что его душа нездорова, ибо испорчена светом, лишь отчасти оправдывает его чёрствость и равнодушие к людям. Ведь даже в самые гиблые времена люди не теряли способности находить друг в друге поддержку, участие и понимание. Печорин же в этом отношении совершенно бездарен и сам виноват в своём одиночестве. Он не приобрёл друзей, не желая за кого отвечать и от кого-то зависеть.
Вариант 2
Печорин является главным героем произведения «Герой нашего времени». Остальные персонажи романа находятся лишь на втором плане. Благодаря их словам, действиям, автор раскрывает нам истинную сущность своего персонажа, мы можем видеть как светлые, так и темные стороны Печорина.
Печорин это образованный дворянин, в каком-то смысле интеллигент, который разочаровался в светском обществе. Ему претит сама идея жизни среди таких людей. По его же словам, дружеских качеств у него не наблюдаются, каких-то особых чувств к окружающим он не испытывает. И оттого-то становится странно, что люди сами стремятся к нему навстречу, что в случае с Печориным просто удивительно.
В начале повести мы знакомимся со старым знакомым Печорина – Максимом Максимычем. Он с теплотой отзывается о старом товарище, но все же видит некую холодность Печорина. Максим Максимыч открыт для общения с ним, но тот не изъявляет особого желания сближаться. Иными словами, мы видим, что Максим Максимыч остается для Печорина лишь простым знакомым, а совсем не другом.
Далее автор знакомит нас с Грушницким. Изначально он и Печорин кажутся нам закадычными друзьями, но потом мы узнаем, что дело состоит совершенно иначе. Печорин не воспринимает Грушницкого всерьез, даже посмеивается над ним. Эти отношения заканчиваются дуэлью, из которого Печорин выходит победителем, а Грушницкий умирает. Совершив такое действие, Печорин ничего не ощущает, для него дуэль была лишь забавой, неким способом развлечься.
Далее мы встречаем доктора Вернера, с которым у Печорина вполне могла бы сложиться крепкая дружба. Они сходятся во многом, оба образованы, имеют острый ум, сильную волю и решительность в действиях. Но никто из них не способен к дружбе. Ведь дружба разумеет собой открытость, умение выслушать и желание помочь, а этого в Печорине, увы, мы не видим.
Значит ли это то, что Печорин вынужден всегда быть один? В редкие минуты душевных терзаний, ему, как и каждому человеку, хочется кому-то выговориться, поделиться своими чувствами. Но он слишком много раз разочаровывался в людях и обжигался, он уже не может заставить себя кому-то довериться. Он остался равнодушен к другим, и даже к самому себе.
Даже в вопросах любви Печорин оказывается неспособен проявить чувства. Он эгоист, и оттого часто забывает о чувствах других. Он умеет привязывать к себе, но потом его интерес проходит. Ни одна, с кем бы он мог связать свою жизнь, так и не стала той самой, с кем бы он хотел провести свою жизнь.
Бела, вероятно, могла стать чем-то светлым в жизни Печорина, и исцелить его от тоски и скуки. Ему было интересно добиваться ее, следить за развитием событий, но, достигнув желаемого, он снова утрачивает к девушке всякий интерес, как и множество раз до этого.
В образе Печорина мы видим молодого человека, который не знает, как проявить себя в жизни. Он талантлив, умен, разбирается в человеческих душах, у него много талантов, но он не знает, как их использовать, в какую сторону направить свои лучшие качества. И оттого он чувствует себя ненужным, «лишним человеком», которому уже давно ничего не нужно. Трагедия Печорин состоит именно в том, что молодой человек, готовый на величайшие подвиги, постепенно становится циником, отрицающим все и вся вокруг себя.