Сочинение Дом Матрены в рассказе Солженицына описание дома (Матренин двор)

Рассказ Александра Солженицына «Матренин двор» скрывает в себе глубокий философский смысл. Здесь автор как бы ведет размышление о смысле жизни. О роли человека в обществе.
События данного рассказа происходят где-то в средней полосе России в небольшой деревеньке под названием Тальново. А главным героем является женщина 60 лет по имени Матрена Васильевна. И первое, что мы узнаем о героине, становится убранство ее избы, доставшейся ей от мужа. Постройка была достаточно большой и просторной сбитой из сруба дерева и рассчитана она была для проживания большой семьи. К самому строительству Матрена Васильевна никаких усилий не прилагала, так как строилась изба еще родителями погибшего на войне мужа, да его старшим братом, а уж после свадьбы досталась молодоженам. Так как родители умерли, а брат, женившись, срубил себе новую избу.

Дом Матрены был достаточно высокий в восемнадцать венцов, с четырьмя окнами в ряд и с чердачным окошком, расписанным под терем, накрыт был щепотью. Когда-то видный и нарядный дом с могучими воротами со временем потерял свое былое величие и красоту. Видно было отсутствие мужской руки. А сама женщина никогда не стремилась к роскоши и не считала обязательным красивое убранство двора и избы. К тому же некая хворь, раз в месяц, буквально валила Матрену с ног и та могла пролежать несколько суток недвижимая на печи, тут уж было не до убранства. Внутри дома все было под одной связью . Сразу за входной дверью ступеньки вели на просторные мосты, высоко осенённые крышей. Налево вторые ступеньки вверх к горнице – отдельному срубу без печи, третьи ступеньки вниз, в подклеть. А направо шел сам дои, с чердаком и подпольем.

Вся изба была уставлена фикусами, на окнах и табуретках разрослись они привольно в скудном свете северной стороны, и, казалось бы, одни они разбавляли одиночество хозяйки. У Матрены не было радио и каких-то других дорогостоящих предметов быта. Женщина жила бедно и очень скромно. Украшением темной комнаты служили два плаката: об урожае, да о книжной торговле. Стены избы кто-то очень давно оклеил зелеными обоями в пять слоев. Между собой слои склеились хорошо, но от стен отошли и в этих промежутках между стеной и обоями поселились мыши. Так же в доме обитали тараканы и кошка с больной лапой. Русская печь в углу комнаты служила кроватью хозяйки, теплая и уютная для сна печь была не вполне пригодной для приготовления пищи, так как видно в ней ничего не было, и каши всегда пригорали к горшкам. Но Матрену Васильевну ее жилище устраивало. Крыша при дожде не протекала, а тепло держалось до утра.
Описание дома с его убранством в рассказе играет немало важную роль. Представив себе обветшалую, требующую ремонта избу, в которой живет 60-летняя женщина, читателю представляется возможным понять отношение к жизни этой женщины. Насколько проста и альтруистична ее натура. Готовая помочь каждому просящему, Матрена не брала денег и не принимала благодарности. Часто в ущерб себе и своему здоровью, выходила с вилами кидать навоз на благо колхоза. Мученица или праведница, без которой ни одна деревня стоять не будет. И не спроста, до сих пор, на том злосчастном переезде, где окончилась жизнь Матрены Васильевны, все поезда замедляют свой ход, отдавая дань памяти этому светлому человеку.
2 вариант
Сама шестидесятилетняя женщина спит на тряпичной кровати! Благодаря рассказам хозяйки, автор смог представить этот дом не таким, как сейчас, а ещё свежим и «хрустящим». Наверное, главная характеристика этого дома – старость, которая так меняет. Например, зеркало стало таким тусклым, что в него нельзя стало посмотреться. Или, к примеру, зеленые обои. Они когда-то были яркими и красивыми, но за долгие годы выцвели, отошли от стен, образовав ходы для мышей. Грызуны нагло бегали, не боясь даже кота. А уж тараканы! Хотя насекомые «уважали» границу – не проползали в чистую спальню, но на кухне ночью их кишмя кишело, как говорится. Мне было бы страшно!
Ещё в доме росли фикусы. Матрена их так любила, что при пожаре кинулась спасать первыми. Их там был целый «лес», который после писатель называет «испуганной толпой»! Однако её жилец отодвинул их от окна, чтобы освободить для себя место.
Ещё жилец всё смотрел на старые плакаты, которые «украшали» стены. На одном грубо нарисована женщина, которая протягивала к нему книги (второй – об урожае). Не очень симпатична эта героиня, поэтому писатель называет её рисованной «бабой».  
Сам постоялец признаёт, что многим изба казалась неприятной, но она выполняла ведь основные функции дома. От дождя защищала и согревала. У Матрены не было семьи, поэтому она не думала об удобстве и красоте… Кроме того, пожилой женщине одной содержать дом не было ни средств, ни сил.
Дом-то просторный! С чердаком, отдельной горницей, подклетью, подпольем… Когда-то могучий сруб уже стал ветхим. Например, изгнила щепа, посерело дерево. Понятно, что давно домом никто не занимался! Сказано, что построен-то он был добротно – для большой семьи. 
Четыре хилых окна выходили на холодную сторону. Калитка тут закрывается просто – только от чужаков и скота, а так любой односельчанин может зайти. Матрена топила печку, радио не держала, верхнего света в большой комнате не было – только настольная лампа.
Действительно, эта ветхая обстановка в доме вызывает жалость. Построен он был родными её мужа Ефима, тут жила их большая и шумная семья, но всё закончилось. Сама Матрена в завещании оставляет только горницу (отдельную), а про сам дом молчит. Кажется, что она и не считает его своим. Может быть, ей он и не нравится, как собственное старое одинокое отражение. 
Описание
Что является главным в жизни человека, какие ценности должны выступать на первый план? Это очень многозначный и философский вопрос. Над ним можно долго размышлять и спорить. Ведь сколько людей, столько и мнений. Одни встанут на сторону материальных ценностей и достатка, а другие (я думаю, таких будет меньше) – на сторону духовных ценностей.
Точно такой вопрос возникает, когда читаешь рассказ Александра Солженицына «Матрёнин двор». Автор показал здесь обычную русскую женщину с нелёгкой судьбой, которая всю жизнь бескорыстно трудилась на благо своей родины, своей деревни и своей семьи. И что же она имела к своим шестидесяти годам? У нас ведь принято оценивать человека по его внешнему облику, по благоустройству его жилья. Как говорится «встречают по одёжке…»
Матрёна жила одна в доме, который ей достался от мужа. Это его семья когда-то строила его, для жизни будущей многодетной семьи. Но родители мужа умерли, муж не вернулся с войны, шестеро детей тоже умерли, и Матрёна осталась одна в доме. Построенный дом был достаточно высокий, так как в нём было восемнадцать венцов. Крыша была на два ската, накрыта щепой и украшена окошком под чердаком. Только со временем щепа изгнила, брёвна избы от старости посерели, ворота тоже пришли в непригодность. По первому взгляду на дом сразу было видно, что с момента постройки здесь никто ничего не чинил, и всё требовало ремонта.
Двор за калиткой не был крыт, но за входной дверью были ступеньки, которые вели на просторные мосты под высокой крышей. Налево от двери были тоже ступеньки, ведущие входящего вверх в горницу, за ними ступеньки вниз, в подклеть. А направо от входа располагалась сама изба с чердаком и подполье. Все эти части дома были под одной крышей, поэтому постройка представляла большой дом. А ведь действительно, построен он был давно и добротно. Изба была с русской печью и достаточно просторная. Самая лучшая часть дома, где было четыре окна, была уставлена лавками и табуретками, на которых Матрёна разместила горшки и кадки с фикусами. Создавалось впечатление, что они, как живая толпа присутствующих в доме, заполняют одиночество хозяйки.
Растения росли так свободно и привольно, что забирали весь свет из окон, и от этого изба казалась темноватой. Возможно, недостатком здесь было, что все четыре окна были с северной стороны, а это в свою очередь влекло небогатый свет, да холод в морозные ветреные дни. Убранство интерьера в избе было небогатым и далеко не чистоплотное. Тусклое зеркало, в котором ничего нельзя было увидеть, да два плаката: о книжной торговле и об урожае, которые хозяйка повесила на стену, наверное, для красоты.
От бедности у Матрены не было даже радио. Стены избы были оклеены рифлёными обоями с зеленоватым оттенком, да не в один слой, а в пять. Слои обоев со временем между собой хорошо склеились, а вот от стен местами отошли. Это пространство служило хорошим жилищем и убежищем от кошки для мышей, которых в доме было полно. Ещё в избе жило много тараканов, но хозяйка свыклась с этим и не обращала на них внимание. Вот только русская печь была неудобная для приготовления пищи: в ней ничего не видно, огонь распределяется неравномерно. Делали её, наверно, не очень сильные в этом ремесле мастера. Но на ней было тепло спать, что Матрёна и делала. Может, на первый взгляд, изба и не казалась в полной мере пригодной для жилья, но для неё она была вполне хороша: от дождей не протекала, печное тепло держалось до утра.
Анализируя содержание рассказа, понимаешь, что Матрёна сильно и не стремилась к роскоши в доме, на то у неё были причины. Во-первых, это её бедность, затем слабое здоровье, и, конечно, её отношение к жизни. Она была бескорыстной, простой женщиной, готовой прийти на помощь даже в ущерб себе. Как её называли в деревне, она была праведницей.
Матренин двор Солженицына

Оцените статью
Smart-pixel.ru