Детские годы Павла Чичикова из произведения «Мертвые души» не являлись счастливым временем. У мальчика нет воспоминаний о любящей семье, потому что постоянно злой, болеющий отец принуждал его учиться читать и писать, все время ругал и наказывал, не позволял играть в детские игры. Маленький Павлуша ничего не знал о своей маме, а отец не любил общаться с сыном. Из-за недостатка семейных чувств мальчик становился замкнутым и не любил людей.
Чичиков никогда не испытывал теплого отношения в своей семье и, когда повзрослел, так и не научился привязываться к людям. Его внутренний мир был ограничен по причине угрюмой, неухоженной обстановки отчего дома, и отчужденном отношении самого близкого человека — отца. Эти тяжелые времена колоссально повлияли на характер Павла Чичикова.
Однажды отец решил пристроить мальчика в училище и увез в город. Чтобы не тратить деньги на жилье, на время обучения, они остановились в доме дальней родственницы. Перед отъездом отец дал сыну наказ, в котором отражается вся суть семьи Чичиковых.
Отец наказал мальчику всегда и во всем угождать начальникам, тогда возможно будет стать первым во всем без талантов к наукам и умственных способностей. Вместо слезных прощаний, родитель поделился с сыном основными законами жизни общества, которые гласили, что нужно дружить с тем, кто богаче, не угощать других, а самому ждать угощений. А главное беречь деньги – это ключ от всех дверей. После этих слов он уехал, и Павел его больше никогда не видел. Отец умер, когда мальчик заканчивал училище.
Павел достиг успехов в учебе, не проявляя особых умственных талантов. Он беспрекословно слушал учителя, выполняя все требования: соблюдать тишину, сидеть ровно и не шевелиться. Мальчик следил за чистотой своей одежды, а тетради старался вести аккуратно. С тех ранних лет его мысли были сосредоточены на умножение средств, которые отец дал на жизнь.
Чтобы вечерами не тратить время зря мальчик поймал мышь и научил ее выполнять некоторые команды. После он продал ее в училище за большие деньги. Павлуша также преуспел в творчестве, когда слепил из воска снегиря и раскрасил его. Свою поделку он так же продал в школе, получив при этом немалую для мальчишки сумму. Дабы не истратить свои накопления, он зашивал их в кусочки ткани. С помощью предпринимательских навыков, Павлуша продавал одноклассникам свои пирожки, когда видел, что они голодны.
Детское время стало основным в становлении взрослой жизни мальчика. Он так и не научился дружить, ни на кого не надеялся и самостоятельно шел к своей цели. Смерть отца и окончание учебы стали концом детства, а небольшое наследство послужило начальным капиталом во взрослой жизни Павла Чичикова.
Вариант 2
Детские годы главного героя произведения представляют собой не самый лучший период его жизненного существования, поскольку в детстве Чичикова отсутствуют безмятежные игры, веселые забавы, радостные воспоминания, связанные с семейными праздниками.
По воспоминаниям героя, которым посвящается целая глава поэмы, в его детстве было только недовольство больного отца, заставлявшего мальчика обучаться грамоте и чистописанию с постоянной руганью и регулярными наказаниями. О маме героя в произведении не упоминается, а у отца отсутствует желание к проявлению родительских чувств к собственному ребенку, поэтому Чичиков не знает, что такое ласка и отеческая любовь. Соответственно, в детстве ребенок представляет собой нелюдимого и замкнутого мальчика, занимающегося однообразной, нудной, скучной работой.
Ребенок растет в убогой обстановке простого дома, которым владеет его обедневший отец, имеющий дворянский чин, что обуславливает формирование ограниченного внутреннего мира Чичикова, вспоминающего лишь неуютный дом с убогим интерьером и отчужденное отношение родного отца. Таким образом, детство героя представляется тяжелым и безрадостным временем, оказавшим существенное воздействие на формирование его характера.
В подростковом возрасте отец устраивает мальчика в училище в городе, пристраивая Чичикова к дальней родне с целью экономии на аренде жилья. При этом отец не скрывает, что не верит в наличии ума и таланта у ребенка, поскольку в прямой форме учит мальчика угождению начальства, дружбе с богатыми, бережливому отношению к деньгам. После поступления в училища Чичиков больше не встречается с отцом, поскольку последний умирает в момент окончания обучения молодого человека.
Период обучения проходит у героя достаточно хорошо, поскольку он сразу же понимает принцип получения отличных отметок, соблюдения требований учителей, состоящих в тишине на уроках, аккуратности, опрятности, чистоте. При этом цель мальчика заключается в направлении преумножения собственного капитала, оставленного ему отцом. Для этого он начинает дрессуру мыши, которая со временем осваивает определенные команды, а затем продает ее в училище за достаточно большие деньги. Кроме того, мальчик начинает изготовление фигурок из воска с целью их дальнейшей продажи. Полученные деньги Чичиков аккуратно прячет в мешочек.
Сочинение
Н.В. Гоголь, рассказывая о главном герое романа «Мёртвые души», считает нужным упомянуть о его происхождении и детстве. Он пишет, что П.И. Чичиков родился в обедневшей дворянской семье, владевшей только одной семьёй крепостных. Лицом не был похож ни на мать, ни на отца.
Унылые ранние годы жизни Чичикова прошли в маленькой горенке с небольшими окошками, которые не открывались ни летом, ни зимой. Приятелей и друзей у него не было. В весёлых играх и забавах он не участвовал. Часто вздыхающий больной отец воспитывал сына в строгости. Он заставлял его подолгу сидеть на лавке и, глядя в пропись, каллиграфически писать пером. Мальчик измазывал чернилами не только пальцы, но и губы. Порой Павел, желая сделать свои однообразные занятия хоть немножечко интереснее, пририсовывал к какой-нибудь буковке кавыку или хвостик. Однако же тотчас за подобное озорство следовало наказание: сначала слышался суровый окрик отца, а затем длинные родительские пальца ногтями больно скручивали ему край уха.
Но однажды всё изменилось. Отец Павла Ивановича поехал с ним на телеге, запряжённой пегой лошадкой, в город, чтобы определить сына в местное училище. Городские улицы поразили мальчика великолепием. Он смотрел вокруг разинув рот.
Оставив Павлушу у дряблой старой родственницы, отец вернулся назад в деревню. Расставаясь с единственным отпрыском, не проронил ни слезинки и дал лишь полтину меди на всякие расходы и лакомства. А вот на мудрые наставления не поскупился. Он наказывал сыну не дурить, не повесничать, старательно учиться и непременно угождать учителям да начальникам. По его мнению, именно такое поведение обеспечивало возможность добиться успеха, даже не обладая особыми талантами и способностями к науке. Советовал никого не угощать и дружить с теми, кто побогаче. И главное – копить деньги.
В училище Павел вёл себя согласно отцовским наставлениям: был вежливым, опрятным и прилежным, на уроках сидел тихо и старался угодить преподавателям, ни с кем не делился. Деньги не тратил, а, наоборот, приумножал разными способами. Например, слепил, раскрасил и продал воскового снегиря, выдрессировал и продал мышь, спекулировал съестным. Иными словами, проявлял предпринимательские черты и находил правильный психологический подход к другим людям.
11 класс