Сентиментализм в Путешествии из Петербурга с Москву Радищева

Радищев, как и многие современные ему российские и зарубежные писатели, ориентировался на культуру восприятия своего времени, нравы современников. Это, естественно. Побудило его творить в стиле сентиментализм.
Писатель, обличавший суровые нравы и несправедливость крепостничества и власти в Российской империи, даже обладай он склонностью к литературным экспериментам, рассчитывал, прежде всего, вызвать сильную реакцию слушателей. Этой цели он подчинил использованные им бурные лирические отступления, которыми литератор сопровождал каждую главу «Путешествия из Петербурга в Москву». Они должны были побудить читателя вступить в заочный диалог с героем, обличавшим несправедливость, которая была только что описана.

Сентиментализм Радищева был всхож с произведениями того же стиля западных авторов, писавших в то же время. В частности, в похожей манере создавал свои произведения Жан-Жак Руссо. Французский философ также как и автор «Путешествия…» стремился, с помощью своей критики побудить людей разрушить остающиеся пережитки феодального общества и построить новый мир на демократических и гуманных началах.

Сама форма подачи материала, примененная в главной книге Радищева, также схожа с использованной западными литераторами. Ряд исследователей видели в книге Радищева подражание Стерну, его «Сентиментальному путешествию». Однако впоследствии было выяснено, сто влияние это, если и имело место, то не было определяющим. Радищев прочитал Стерна уже после начала работы над своей главной книгой.
Кроме того, Радищев в большей степени предпочитал оставаться на почве реальности.  Мысли и чувства героя произведения у него явно носят подчиненный характер. Обличения путешественника у Радищева лишь обрамляют картины, описанные им. Гораздо больше места и красок он уделил реалистичным описаниям быта и нравов своих соотечественников, страданий беззащитных людей, из которых читатель может самостоятельно сделать выводы.
Сентиментализм Радищева отличается и от творчества Карамзина. Если последний стремился смягчить социальные противоречия, фигурирующие в его произведении, то цель автора «Путешествия …» была противоположной. Радищевские крестьяне – это не экзотические персонажи, говорящие и думающие как представители высших классов общества, но лишь выглядящие по-другому. Писатель-демократ, наоборот, стремился показать имеющую место нищету и жестокость, не сводя проблемы бедных людей к моральным принципам хозяев и начальства.
Радищева можно охарактеризовать, прежде всего, как революционного сентименталиста. Его произведение не содержит прямых призывов к свержению существующего строя и даже четких проектов реформ в его рамках. Однако правящие круги не без оснований посчитали его экстремистским, провоцирующим революционно настроения, по крайней мере, сильное недовольство, за что он был сослан в Сибирь. Исходя из этого, сентиментализм Радищева можно определить как имеющий активный и протестный характер.
Вариант 2
Как и остальные писатели России и зарубежных стран, Радищев при создании своих произведений основывался на культуре восприятия народа. Основным его направлением стал сентиментализм. В своих произведениях писатель обличал несправедливость крепостной жизни и власти, также рассказывал о нраве в стране. Несмотря на это, в первую очередь писатель хотел вызвать реакцию своих читателей. Радищев использовал лирические отступления ради завоевания читателей.  Такие отступления присутствовали во всех главах «Путешествия из Петербурга в Москву».
Сентиментализм писателя похож на стиль западных писателей, которые были известны в те времена. Больше всего писатель создавал свои произведения на основе книг Жан-Жака Руссо. Французский философ при помощи своей критики стремился пробудить в читателях пережитки феодального народа.
Манера и форма подачи всех глав книги автора также схожи с произведениями литераторами западных стран. Многие исследователи заметили в произведении слова подражания Стерну. Однако чуть позже выяснилось, что Радищев прочитал книгу Стерна уже после того, как начал писать свое творение. Кроме того Радищев предпочитал придерживаться реализма. Чувства и мысли героев отличались подчиненным характером. Образ ключевого героя обрамляет картину книги. Больше внимания автор уделил реалистическим описаниям нрава и быта жителей своей родины, также страдания беззащитного населения.
Сентиментализм автора отличается от творческого направления Карамзина.  Карамзин стремился смягчить противоречия в социальном обществе. А Радищев придерживался противоположного мнения. Писатель придерживался собственной демократии. В своем произведении он старался показать читателям жестокость и нищету, которые были главной проблемой простых крестьян.  Многие критики характеризуют писателя как революционного сентименталиста. В творении нет прямых призывов к противостоянию строя, и не намекает на формирование реформ. В тот период правительство посчитало его книгу экстремистским и революционным творением и выслало писателя в Сибирь. Таким образом, сентиментализм писателя имеет протестный характер против советской власти.

Оцените статью
Smart-pixel.ru